"СПУСК": ГЛУБОКАЯ ПЕЩЕРНАЯ ЖУТЬ

Премьера хоррора "Спуск" (The Descent, Великобритания, 2005, режиссер — Ник Маршалл, в ролях — Саския Малдер, Шона Макдоналд, Мэй-Анна Баринг, Натали Мендоса, Алекс Рейд) прошла в кинотеатре "Люксор" 25 января.
Хрупкая блондинка Сара - не только верная жена и мать, но и любительница экстремального отдыха в компании не менее экстремальных подруг. Однажды, после опасного сплава по горной реке, Сара с семьей попадает в жестокую автокатастрофу: муж и ребенок погибают. С тех пор ранее бесстрашную Сару мучают ночные кошмары, и вообще она превратилась в полузадушенное созданье без всяких признаков жизни; чтобы вернуть девушку в норму, подруги задумывают спуск в далекие лесные пещеры в Аппалачах, надеясь, что добрая порция адреналина окажет свое целительное воздействие. Так-то оно так, но, как говорится, впоследствии барышням мало не показалось. Когда девушки опустились внутрь глубокого ущелья, пещеры ощерились не на шутку: сначала завалило место спуска, а после к своему ужасу подруги обнаружили под землей жутких пресмыкающихся человекоподобных тварей, более близкий контакт с которыми, мягко говоря, не рекомендуется. Тогда-то инстинкт выживания и заставил подружек показать свое истинное лицо.
Ник Маршалл известен любителям "ужасного" жанра как автор приятного во всех отношениях армейского хоррора "Псы-воины", в одночасье ставшего культовым. Новая работа режиссера не менее хороша, хоть немножко и выходит за рамки традиций. Широко известная уэллсовская тема морлоков и элоев в данном случае вывернута наизнанку - причем абсолютно сознательно. Кровожадные нападения жуткого подземного народца служат отличным фоном для того, чтобы пристально вглядеться в человечество и в его реакции на по-настоящему экстремальные ситуации. И, как показано на экране, элоев в этой истории просто нет. Финал и вовсе оставляет ощущение полнейшей безнадеги, не рассчитанной на слабонервного зрителя. И если оставить за бортом некоторое неправдоподобие завязки происходящего (жанр, в общем-то, этого и не подразумевает), на первое место выдвигается предельный реализм отношений. Постепенно привычная пожираловка женской плоти превращается в редкий по накалу и жестокости спуск в бездну человеческого "Я", где нет места ни дружбе, ни любви. Удар в висок и пять веков покоя — самое нежное, что могут предложить подружки друг другу. Этот действительно жизненный момент выгодно отличает картину от многочисленных вторичных хорроров последнего времени. По клаустрофобической мрачности лента сопоставима только с экранизацией кинговского рассказа "Ночная смена", но там все же присутствует понятие этики. В творении Маршалла этого нет и в помине, поскольку он снимает кино не о противостоянии добра и зла, а о совершенно иных аспектах нашего мироздания. Критики и зрители оценили этот шаг: фильм завоевал звание самого страшного английского фильма нового времени и получил несколько европейских фестивальных наград.
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости