РАДА, "ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ" И "Э.С.Т." СЫГРАЛИ ПЕСНИ АЛЕКСЕЯ РЫБНИКОВА

Презентация юбилейного рок-трибьюта, посвященного творчеству композитора Алексея Рыбникова, состоялась 26 января в клубе "Апельсин". Сборник "На перекрестках детства" готовился к прошлогоднему 60-летию Рыбникова. Однако выход пластинки неоднократно переносился — то кто-то из участников задерживал предоставление своей композиции, то надо было срочно сдавать к юбилейному концерту в консерватории диски собственно рыбниковские, с песнями в оригинальном исполнении. В результате презентацию удалось провести уже после Нового года. По непонятным причинам организаторы практически не озаботились рекламой своего мероприятия. Вероятно, расклеивать афиши в новогодние каникулы не хотелось, в крещенские морозы стало невозможно, а в подоспевшую за пару дней до презентации оттепель — уже поздно. Может быть, организаторы надеялись на популярность приглашенных коллективов, однако даже если бы они позвали самых известных участников трибьюта — Кинчева, Гребенщикова и Васильева, не знающий об этом зритель вряд ли бы пришел. Короче говоря, "Апельсин" был заполнен едва ли на треть, что трудно назвать большой удачей. Между тем, отметить выход пластинки собрались не самые худшие группы. Открыли концерт исполнители "Intro" трибьюта, поп-панки "Фиги", классическое трио в стиле Ramones - барабанщик и два фронтмена, басист и гитарист, поющие на два голоса. Как и большинство подобных групп московского региона, "Фиги" не отличаются особой харизмой и оригинальностью, но смотрятся естественно, играют без натужного выпендрежа и пошлости. Исполнение группой темы из фильма "Усатый нянь" "Ля! Ля-ля-ля — ля, ля!" (того самого "Intro") сразу придало вечеру необходимое настроение. Самое интересное, что именно рыбниковская мелодия в соответствующей аранжировке (и в ускоренном темпе) позволила "Фигам" выглядеть реальными последователями Ramones. С не меньшим драйвом прозвучали и куплеты из "Песни Пьеро" - "не нужна мне малина, не страшна мне ангина, не боюсь я вообще ничего, лишь бы только Мальвина, лишь бы только Мальвина обожала меня одного!". А вот резкие смены темпоритма в припевах оказались для панков сложноваты, и тут "Фиги" явно теряли драйв.
Следующим номером программы стало выступление "Рады и терновника". Рада регулярно принимает участие во всевозможных трибьютах, а в случае с Рыбниковым ей достался настоящий мега-хит — ария "Я тебя никогда не забуду" из рок-оперы "Юнона и Авось". Ария эта вообще-то является дуэтом мужчины и женщины, и во всех многочисленных вариантах и кавер-версиях всегда таковою оставалась. Г-жа Анчевская отважилась спеть ее в одиночку, что позволило ей продемонстрировать весь свой вокальный диапазон. Красивейшая мелодраматическая мелодия в характерной аранжировке "Терновника" выглядела отстраненно-ледяной, Кончита превратилась в Эвридику. Можно сказать, что Рада создала образ, чем-то напоминающий "Труп невесты Тима Бертона", но без мультяшной комичности — за исключением разве что моментов грассирования. Наконец, на радость любителям тяжелого рока на сцену поднялась "Оргия праведников". Группа со сложным составом (традиционный для хард-рока набор дополнен классической акустической гитарой и флейтой), сложным метафизическим мессиджем, и сложными аранжировками годами повышает свой профессиональный уровень и добилась в этом немалых успехов. Тем не менее ее композиторское мышление никогда не отличалось особой оригинальностью и состояло, в сущности, из штампов. Для трибьюта группе досталась одна из известнейших рыбниковских тем — финальная из фильма "Тот самый Мюнгхаузен", где Олег Янковский лезет по веревочной лестнице. Эта мелодия дала "Оргии…" то, чего ей так явно не хватало, - яркую мелодию. И группа продемонстрировала, на что способна. Мощный, тяжелый хард-роковый напор украсило драматичное соло, сыгранное "в перекличку" электрогитарой и флейтой. Следующим номером концертной программы должна была стать андеграундная команда из Тюмени "Чернозем", однако по необъявленным причинам сибиряки до Москвы не доехали. Завершали первое отделение презентации металлисты из "Э.С.Т.", украсившие сцену огромным задником с черепом в железной каске. Концерт Жага Сагадеева и Ко стал самым длинным и был выдержан в традиционной хеви-металлической стилистике. Для трибьюта они выбрали "Песню про мастеров" из "Красной шапочки" - "лучше все-таки делать то, что ты делать мастер". Интересно, если "страшное" рычание Жана Сагадеева устроило Рыбникова, что же должен был сотворить Кирилл Немоляев, которого композитор обещал "убить"?
Второе отделение презентации отдали концептуальному проекту "Летучие рыбы", чей репертуар на 99% состоит из музыки самого маэстро. Во время полуторачасового сета "Рыб" у сцены "колбасилось" больше народу, чем на любой из предыдущих, хотя и более известных команд. Лидер "Рыб", экс-ударник "Гражданской обороны" Александр Андрюшкин, предстал в черной мюнхгузеновской треуголке и очках кота Базилио. Как и Рада, Андрюшкин обладает впечатляющим голосовым диапазоном, легко переходя с рычания Карабаса-Барабаса на дискант его кукол. Но если Рада использует свой голос приблизительно в одном ключе, то артистичный Александр создает целую галерею образов из детских фильмов. Исполнение "Летучих рыб" максимально приближено к аутентичному, просто сыграно на традиционных для рока инструментах с органичным добавлением фузящей гитары (еще один бывший "обороновец" Игорь "Джефф" Жевтун). На протяжении всего выступления "Рыб" публика устраивала безудержные пляски и под конец заставила музыкантов бисировать аж четыре раза. Так что, в принципе, если бы не просчеты в организации, с музыкальной точки зрения концерт получился вполне удачным.
Наталья Калиновская, InterMedia

Последние новости