"ПИСТОЛЕТ (С 6 ДО 7.30 ВЕЧЕРА)": ПРИКЛЮЧЕНИЯ СИНЕГО ЧЕМОДАНЧИКА

Премьера психологической драмы "Пистолет (с 6 до 7.30 вечера)" (Gun (from 6 to 7.30 p.m.), США, 2005, режиссер — Владимир Алеников, в ролях — Джек Форбс, Тамара Тана, Джеремайя Хассмер, Валери Диллман, Роберт Харрелл, Тим Колсери, Тони Лима) состоялась 30 января в Доме кино.
Предыстория: некто выбрасывает на обочину хайвэя в окрестностях Лос-Анджелеса пистолет. Шесть вечера. Волосатый байкер останавливается отлить в кусты и, облегчившись, обнаруживает явно криминальное дуло, которое берет с собой. В это же время таксист Виктор (Форбс) рассчитывается с клиенткой. Девушка уходит, а у Виктора возникает подозрение, что за ней увязались хулиганы. Он пытается проследить за происходящим, слышит какие-то странные голоса, звуки радио, то смех, то рыдания — но ничего конкретного. Однако осадок остался. Дома он заявляет жене Анне (Тана), польской эмигрантке, которую вынуждает сидеть дома, что жить стало неспокойно, надо покупать оружие. Анна категорически против, они ссорятся. А в соседнем доме ссорится со своей подружкой безработный рок-музыкант Женя (Хассемер) — красотка-танцовщица хочет, чтобы он хоть чем-то ей помогал. Возмущенный паренек уходит, хлопнув дверью. Виктор приобретает в комиссионке сданный туда байкером ствол, заботливо упакованный в синий чемоданчик. За какой-то час он волею обстоятельств пройдет через несколько рук, пока не попадет к Жене. И вот под дождем дергается в агонии умирающий человек. На его часах - 7.30 вечера.
Весь фильм снят в реальном времени — полтора часа экранного времени, полтора часа действия — и состоит, по утверждению режиссера, из пятнадцати кадров. Минимум монтажа компенсируется виртуозной работой оператора и приличной актерской игрой. Местами действие несколько затянуто, но в целом напряжение, достойное хорошего саспенса, поддерживается непрерывно. Лучшие сцены принадлежат музыканту с его подружкой, в которых много меткого юмора, но в целом все образы, как один, проникнуты тоской и безысходностью.
Тема сакральности оружия и его мистического влияния на человека, приводящего, как правило, к трагическим последствиям, регулярно поднимается искусством вообще и кинематографом в частности. Из последних картин нельзя не назвать сенсацию ММКФ-2005 "Дорогая Венди" Томаса Винтерберга; впрочем, новая работа автора "Петрова и Васечкина" по своей философии ближе к фильму "Макаров" Владимира Хотиненко. Тем более, что пистолет в картине Аленикова — тоже "макаров", китайского, по всей видимости, производства. "Russian cops’ gun" - уважительно называет его скупщик краденого. По стилистике же "Пистолет" сделан ровно в духе современного американского артхауса и буквально просится на фестиваль "Сандэнс". Кстати, ряд призов фильм уже получил - в частности, на кинофоруме в Монреале.
"Народ, у которого есть пистолет, практически непобедим! Народ, у которого есть пистолет, нельзя превратить в стада…" - эти строчки сибирского поэта являются, можно сказать, квинтэссенцией и картины Аленикова, и лос-анджелесского ток-шоу, которое на протяжении всего фильма бормочет из радиоприемника. Так помогает оружие решить проблему личной безопасности или фатально подставляет своего владельца под пулю? Искусство, от образа злодеев у Бодлера в стихотворении "Клинки", до безвестного злодея, выкинувшего ствол на обочину в "Пистолете" Аленикова, дает однозначный ответ. Оружие покоряется только профессионалам, принадлежат они к законным или к незаконным вооруженным формированиям. Или просто охотникам, которые не видят в нем ничего сакрального.
Борис Гришин, InterMedia

Последние новости