"ЗАЯЦ НАД БЕЗДНОЙ": СКАЗКИ ДЛЯ ГЕНСЕКОВ

Пресс-показ фильма "Заяц над бездной" (Россия, 2006, режиссер — Тигран Кеосаян, в ролях — Богдан Ступка, Владимир Ильин, Юрий Стоянов, Сергей Газаров, Михаил Ефремов, Елена Сафонова) состоялся в кинотеатре "Каро фильм" 31 января.
Действие картины разворачивается в 1971 году в Молдавии, куда с неофициальным визитом прибывает генеральный секретарь ЦК КПСС, главный человек в Советском Союзе - Леонид Ильич Брежнев (Богдан Ступка). Пока чиновники проводят "встречу дорогого гостя на высоком уровне", с песнями, застольями, показательным выступлением хоккейной команды, набранной из сборной по футболу, Леонид Ильич неожиданно исчезает. Сев на воздушный шар, "надутый" специально к его приезду, руководитель советской страны улетает прямиком в цыганский табор, где проводит три незабываемых дня, помогая устроить свадьбу бродячего музыканта Лаутара с дочерью цыганского барона. Параллельно головорезы-гайдуки похищают для Леонида Ильича - ни больше ни меньше - английскую королеву Елизавету II, на которой он женится по цыганскому обычаю.
"Что за бред?!" - скажет читатель, ознакомившись с этим нехитрым пересказом сюжетной линии картины. А вот и нет. Все эти цыгане, свадьбы, английские королевы и партийные застолья - не более чем художественные средства, призванные показать процесс обретения внутренней свободы. Все гротескно-комедийные сцены, в изобилии представленные в фильме, всего лишь красивая обертка, под которой скрывается трагедия неординарного человека, которым и был "наш дорогой Леонид Ильич", приносящего свои личные интересы в жертву государственным. Создатели картины словно пытаются доказать зрителю, что "генсеки — тоже люди", и показать, что если руководитель страны на несколько дней станет просто человеком, ничего страшного не произойдет.
Вообще, странное получилось кино. Есть в нем что-то мистически завораживающее, как в гениальном мультфильме "Ежик в тумане". И ощущение после его просмотра остается такое, словно тебе рассказали какую-то очень добрую и светлую сказку родным и знакомым с детства голосом. Сказку о любви. Даже многочисленные киношные штампы не раздражают при просмотре, а наоборот — радуют, словно встреча с давним другом, которого ты знаешь как облупленного, и эта его предсказуемость и есть, пожалуй, самое приятное в вашем общении. И даже на заимствование некоторых фрагментов отображения цыганского быта у Эмира Кустурицы смотришь не как на обычный плагиат, а как на реверанс в сторону великого югославского мастера, такая вот дань уважения гениальному режиссеру, не более того. Есть в этой картине что-то, за что ей можно простить почти все — к тому же и прощать-то нечего. Ведь немногие киноработы могут похвастаться таким количеством добра, света, любви и пронзительной искренности на минуту экранного времени, которое присутствует в фильме "Заяц над бездной". А оценивать сказку с позиций исторической достоверности тем более не стоит — на то она и сказка, пусть и для взрослых.
Евгения Чайкина, InterMedia

Последние новости