"КНЯЗЬ ВЛАДИМИР. ВЫБОР": ПРАВОСЛАВИЕ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ
Лесной языческий жрец-отшельник Кривжа жаждет подчинить племена восточных славян своей власти. Опираясь на черную магию, он пытается натравить молодого новгородского князя Владимира на его единокровного старшего брата Ярополка, правящего в Киеве. В своих планах Кривжа опирается также на содействие печенежского князя Кури, выставляя его набеги на русские села как следствие предательской политики Ярополка. Однажды деревенский паренек Алекша становится в лесу свидетелем переговоров Кривжи с Курей. Алекша пытается предупредить Владимира, но попадает в рабство к печенегам. Тем временем поверивший подметному письму князь выступает с дружиной на Киев.
Князь Владимир Святой, он же Красно Солнышко — ключевая фигура русской истории, чье влияние сильно и доныне и будет сохраняться по крайней мере до тех пор, пока ортодоксальное христианство остается значимым фактором в жизни Восточной Европы. Человек невероятно противоречивой и драматичной судьбы, он совершил, возможно, главный выбор в судьбе своего народа. Можно сколько угодно рассуждать о сделанной князем ошибке и сожалеть об отвергнутом католицизме, что, как полагают некоторые, до сих пор не дает России стать частью западной цивилизации. Сожалеть об этом столь же бессмысленно, как и желать себе других родителей. Спустя 300 лет после крещения Руси другой святой князь, Александр Невский, утверждал — союз с Ватиканом против Золотой Орды на условиях отказа от православия приведет лишь к полной утрате национальной самоидентификации. Потомки сделавшего этот выбор Даниила Галицкого, жители нынешней Западной Украины, как известно, русскими себя не считают. Хорошо это или плохо — другой вопрос.
Понятно, что от современного отечественного мультфильма на такую тему можно было ожидать самой развесистой ура-патриотической клюквы, при этом с вульгарной картинкой, проникнутой рабским подражанием диснеевской продукции. Однако ожидания сии совершенно не оправдались. Анимация сделана тактично и с хорошим вкусом, авторам удается тонко сочетать традиции советской мультипликации с последними мировыми достижениями. Тщательно проработанные исторические реалии органично сплетаются с элементами русской сказки, которая местами подается как вполне современное фэнтези. Конечно, без элементов диснеевского стиля в некоторых комичных образах не обошлось, но чувство меры нигде не изменяет авторам, а мистическое преображение Кривжи из ученика старого волхва в темного колдуна-оборотня тянет на русский ответ Миядзаки. Великолепно сделаны виды природы, древних городов и поселений, просто завораживающие своей красотой. Картинка — особая удача создателей ленты, сумевших грамотно применить новейшие компьютерные спецэффекты и трехмерную графику в сочетании с классической ручной рисованной анимацией. Отлично подобран и саундтрек, основанный на аутентичном фольклоре, этно-джазе и этно-роке, причем песни в исполнении Николая Расторгуева выглядят совершенно естественно в соседстве с такими коллективами, как "Хуун-хуур-ту", "Сирин", "Веретенце", "Казачий круг". Вместе с тем создателей ленты можно упрекнуть в некоторой поверхностности и эклектике - затронуто многое и взято разное, а полноценной разработки нет. Авторы как будто робеют перед избранной темой. Хочется надеяться, что вторая часть фильма - "Князь Владимир. Подвиг" - будет выглядеть более цельно и мощно.
Борис Гришин, InterMedia