ULYTAU — "JUMYR-KYLYSH"
Сейчас уже трудно в это поверить, но в советскую пору на телевидении не было рекламы. О новых фильмах население узнавало из передач "Кинопанорама" или "Спутник кинозрителя", о новых товарах - из программы "Больше хороших товаров". Причем те изделия легкой промышленности, о которых рассказывалось в передаче, в магазинах купить все равно было нельзя — дефицит. А для тех товаров, которые на прилавках были в изобилии, существовала специальная рекламная передача на каком-то самом малозначительном из четырех существовавших каналов. Вот там рекламировались поистине удивительные вещи, которые в здравом уме никто покупать не хотел. У старшего поколения с тех времен осталась глубокая убежденность в том, что в рекламе нуждается только всякая залежалая, не пользующаяся спросом дрянь. Кстати, в случае с биологически активными добавками, за которые как за панацею от любых болезней доверчивые старики готовы отдать всю пенсию, так оно и есть. Но в целом это утверждение не вполне корректно. Нормальным людям реклама всего лишь помогает ориентироваться в мире потребления, информируя о тех или иных товарах или предлагая какие-то виды проведения досуга, а всецело доверять рекламе способен только впечатлительный идиот.
Именно за них, похоже, и держат свою целевую аудиторию авторы рекламы музыкальных проектов. Я здесь не имею в виду анонсы концертов и ролики, информирующие о выходе альбомов известных исполнителей. Речь идет о методах продвижения новых проектов, каковые методы отличаются незавидной прямолинейностью. Заказные статьи о том, что "наконец-то на нашей эстраде появился настоящий мужчина", или заполонившая город наружка, в которой неизвестные физиономии снабжены подписью "Дебют года" - вот излюбленный арсенал криэйторов, работающих с околомузыкальными заказчиками. Да вы сначала музыку покажите, прежде чем писать про "дебют года"! Не показывают и этим только раздражают потенциальных потребителей рекламируемой продукции. Кроме того, информируя о новых именах, пиар-деятели обожают жонглировать фамилиями заслуженных продюсеров или, к примеру, режиссеров, якобы имевших отношение к дебюту героев; при этом новички как бы встают в один ряд с прежними клиентами именитых продюсеров. Понять из пресс-релизов-близнецов, действительно ли проект является стоящим, никогда невозможно: ориентироваться нужно только на собственный вкус или оценки людей, которым доверяешь. Если топорная реклама не вызывает желания познакомиться с творчеством рекламируемого — значит, она не работает. А если творчество оказывается фигней — значит, реклама врет.
Исключения редки. И об одном из них мы сейчас поговорим. Казахская группа с непроизносимым именем и еще менее выговариваемым названием альбома — уже хорошо. Этно-рок, час от часу не легче. Тим Палмер в качестве саунд-продюсера, куда же без веского американского имени. Слащавый пресс-релиз с упоминанием степного ветра, горделивого аллюра грациозных рысаков и медитативной мелодики. Абсолютно с вами согласен, друзья: перечисленного достаточно, чтобы бежать от "Jumyr-Kylysh" куда подальше. И все же не торопитесь; отнеситесь к ниженаписанному как к оценке человека, мнению которого можно доверять (на этом месте менее самонадеянный автор поставил бы стыдливый смайлик). Ulytau — исключительно достойный проект, вдохновенно мешающий разнокалиберную классику с, назовем это так, современным роком. Если вам нравилась Ванесса Мэй, можете задвинуть ее диск на заднюю полку после знакомства с "казахскими" версиями "Турецкого марша" В.А.Моцарта, "Токкаты и фуги" И.С.Баха и "Зимы" Антонио Вивальди. Скрипка Нургайши Садвакасовой в сочетании с хард-гитарой Максима Кичигина и домброй Ержана Алимбетова дает очень вкусный саунд. И не надо думать, что это еще одно просветительское кроссовер-образование, низводящее классику до состояния примитивной попсы. Если бы команда преследовала эту цель, она бы не включила в дебютный альбом семь малоизвестных мелодий казахских композиторов. Именно по этим трекам можно судить о мастерстве и глубине идей музыкантов и саунд-продюсера. Вместо ожидаемого ориентального колорита Ulytau предлагает абсолютно космополитичные инструментальные номера, которые будут поняты и приняты почти на любом потенциальном рынке — хоть российском, хоть европейском. Домбра и скрипка лишь придают рок-аранжировкам шарм, а неизвестные широкой публике мотивы оказались вполне достойным соседством Моцарту и Вивальди. Словом, если вы не нудный музыковед, который всегда найдет к чему придраться, то прослушивание "Jumyr-Kylysh" станет для вас гарантированным удовольствием. И какой бы специальный значок придумать для обозначения рекламы, которая не врет?
Алексей Мажаев, InterMedia