"СТРАНА ПРИЛИВОВ": ПРОЩАЙ, АЛИСА!..
Джелайза-Роуз (Джодель Ферланд) свои недолгие девять лет жизни проводит в безумной компании маргинально-оригинальных родителей — Ноя (Джефф Бриджес) и Королевы Гунгильды (Дженнифер Тилли), плотно сидящих на игле. Папа девочки бредит норвежской романтикой викингов и фьордов, устраивая себе каникулы на время забвения — одинокий вояж в иллюзорную страну, где рождаются мечты. Менее мечтательная, капризная мама поглощает шоколад пачками, но вскоре устраивает себе настоящий Рагнарек и умирает от передозировки очередной дозой метадона прямо в постели среди сверкающих шаров, любимых фигурок животных и блестящих шоколадных оберток. Ной предпочитает не связываться с полицией и попросту ретируется, чуть было не превратив жену в веселенький погребальный костер. Он увозит девочку в пустоши, где среди девственных прерий стоит мрачный заброшенный дом его детства. В первую же ночь он уходит туда, откуда не возвращаются. Джелайза-Роуз остается в компании своих подруг — голов кукол, с которыми общается по полной программе, а потому не унывает и погружается в собственный мир со всей детской непосредственностью. В этом мире прекрасно уживаются призраки, ведьмы и говорящие белки, кэрролловские кроличьи норы, куда можно провалиться и долго-долго падать к центру земли, и затопленные комнаты, в которых можно плавать, как рыбы. В компании умалишенного эпилептика-соседа по имени Диккенс (Брендон Флетчер) Джелайза-Роуз начинает охоту на гигантскую акулу (в реальности — пассажирский поезд) — единственный продукт цивилизации в стране повальных приливов и погружений.
"Страну приливов" Гиллиам снял в перерыве между съемками "Братьев Гримм", что в визуальном плане откровенно бросается в глаза. Экранизация любимого режиссером одноименного романа Митча Каллина оказалась совершенной по форме, но, к сожалению, далеко не столь впечатляющей изнутри. Истории о тонкой грани между безумием и фантазией, где существуют только дети и сумасшедшие (нормальные люди появляются в фильме только на пару минут в финале) в наше время уже не отличаются оригинальностью. Как и трогательная возня с мертвецами, с которыми не хочется расставаться, или реминисценции шизофрении, вызванной одиночеством и запутанным детским сознанием. Тем более странно это видеть у такого режиссера, как Гиллиам, который в последнее время блестяще сдает свои позиции одну за другой. Складывается ощущение, что все существующее на экране (иногда безупречное до внутренней дрожи, а порой откровенно скучное и затянутое) происходит с одной только целью - продемонстрировать богатую фантазию режиссера. Банальные апокалиптические нотки только усиливают впечатление пустоты внутри красивейшей упаковки. Ведь любому знакомому с кинематографом человеку давно известно, что Гиллиам умеет снимать кино и что с фантазией у него все в порядке. Это одна из аксиом, которая не требует доказательств. Зачем же режиссеру понадобилось играть с архетипами в столь элементарном для его уровня ключе, остается совершенной загадкой. Потому "Страна приливов" производит смешанное впечатление очарования-разочарования, и ощущение это грустно до невозможности. Как иллюстрация прогрессирующей деградации идей на фоне идеального визуального ряда. К кому нет никаких претензий, так это к юной нимфетке Джодель Ферланд, создающей инферно одним лишь взглядом очаровательных детских глаз и авторам отличнейшего саундтрека — композиторам Джеффу и Майклу Даннам.
Анастасия Белокурова, InterMedia