"БЕТХОВЕНСКИЕ АКАДЕМИИ" МИХАИЛА ПЛЕТНЕВА: ОДИН СОЛИСТ И ТРИ ДИРИЖЕРА
В три прошедших вечера Плетнев исполнил все пять фортепианных концертов венского классика с Российским национальным оркестром. В первый вечер прозвучали Первый и Четвертый концерты, назавтра Второй и Третий, а на следующий день последний, Пятый концерт ("Император"). Не имея возможности управлять оркестром из-за клавиатуры (в концертах Моцарта маэстро так и делает, но у Бетховена инструментов больше), Михаил Васильевич уступил место за пультом дирижеру Кристиану Ганшу, члену дирижерской коллегии РНО и к тому же продюсеру компании Deutsche Grammophon. Последнее имело особое значение, ибо симфонии и концерты Бетховена Плетнев решил в текущем сезоне записать на этом знаменитом лейбле, так что Ганш ему в этом деле совершенно необходим. Видеозапись велась и прямо на концертах — по всему залу работали камеры (одна из них, перемещаемая при помощи спецкрана, пугала слушателей, опасающихся, что тяжелая конструкция, зависающая буквально в десяти сантиметрах от голов, в следующий миг опустится на них).
В музыкальном же плане от Ганша, как выяснилось, Плетнев не ждал попыток создать совместную с ним или, не дай бог, индивидуальную интерпретацию, а лишь просил быть проводником идей солиста. Поэтому Ганш следил за "сеткой" и вступлениями, ни на что большее не претендовал. Получалось, что РНО дирижировали двое сразу: Ганш физически, Плетнев идеологически. Оркестр, чутко откликающийся на все волеизъявления солиста (кстати, любой другой пианист не может себе позволить быть настолько хозяином положения), был отлично подготовлен. Каждый музыкант знал подробно, где и что ему надлежит сделать. Правда, иногда осуществлять надлежащее оркестранты на пару секунд опаздывали — как правило, потому что маэстро Ганш мешкал с ауфтактом. Во второй день маэстро Ганш из-за недомогания не смог провести второе отделение, и его заменил за пультом валторнист РНО Аскар Бисембин.
Михаил Плетнев, в отличие от дирижера, чувствовал себя отлично и был, как водится, в отличной форме. Он продемонстрировал все свои технические и музыкантские возможности в полной мере - внешне очень свободную, но тщательно продуманную фразировку, выверенное туше, детальную динамику. Пианист словно выстраивал от Бетховена как прародителя романтизма перспективу развития музыки вообще: вот строгая, гениальная простота венского классицизма, вот утонченность Шопена, вот простая песенность Шуберта, вот кантилена или бравура в духе Россини и так далее аж до Бориса Чайковского с музыкой к "Женитьбе Бальзаминова". Затертым до дыр каденциям Плетнев вернул их основное качество — дух импровизационности, непредсказуемость, так что могло сложиться полное ощущение, что пианист, как это было положено много лет назад, фантазирует на тему прямо у вас на глазах.
Заключительный концерт цикла "Бетховенские академии" состоится в "Оркестрионе" 12 мая. В программе — Вторая и Третья симфонии композитора. Дирижировать РНО будет Михаил Плетнев.
Татьяна Давыдова, InterMedia