"ТРИУМФ ДЖАЗА" РАСКРЫЛ "НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ" МУЗЫКАНТОВ
Фестиваль "Триумф джаза" прошел в Московском международном Доме музыки 16 февраля. Мероприятие вызвало исключительный интерес столичной публики: в Светлановском зале ММДМ негде было яблоку упасть, даже на крыльях балкона позади сцены сидели зрители. Джазовое торжество посетили многие VIP-персоны: министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, помощник президента РФ Сергей Ястржембский, член Совета Федерации Людмила Нарусова, певец Нильда Фернандез и др. Фестивальный концерт начался со вступительного слова Игоря Бутмана, во время которого он сообщил нерадостную новость: заявленная в программе американская певица Патти Остин серьезно заболела и не смогла прилететь в Россию. "Но зато Юрий Михайлович Башмет в отличном здравии, и Ларри Кориэлл тоже, и Ленни Уайт, и Виктор Бейли", — поспешил он вернуть публику в лоно хорошего настроения. Затем он вместе с президентом фонда "Триумф" Игорем Шабдурасуловым пригласил на сцену первых участников вечера — российский коллектив Cool & Jazzy. Вокалисты исполнили три произведения а капелла — "Caravan", "The Girl From Ipanema" и битловскую "Drive My Car". Во время последней они приобщили к пению аудиторию: одна часть зала кричала "beep-beep", другая затягивала "yeaaah". Затем подмостки ММДМ были предоставлены гостям из США — трио в составе Ларри Кориэлла (гитара), Виктора Бейли (басс) и Ленни Уайта (барабаны). Музыкантов встретили овациями, и сами они находились в отличном настроении: г-н Кориэлл, например, переставляя стул, как бы невзначай нагнулся и сделал на нем пару отжиманий. Свое выступление они начали с сочинения Майлза Дэвиса "So What", за которым последовала композиция Виктора Бейли "Lowblow", где Кориэлл проявил себя и в качестве вокалиста. Сюрпризом для публики, сознательно не анонсированным джазменами заранее, стала джаз-роковая интерпретация произведения "Black Dog" группы Led Zeppelin. Энергетика рок-проигрышей так взбудоражила одного из зрителей на первом ряду, что он начал бурно выражать свои эмоции с помощью выкриков и хлопков (часто не в такт). По окончании номера Виктор Бейли, кивая в сторону этого эксцентричного господина, произнес: "Кажется, здесь продается водка". Во время звучания пьес "Black Orpheus" и "Dedication" Ленни Уайта Ларри Кориэлл играл на акустической гитаре, восхищая ценителей исполнением сложных флажолетов и продолжительных тремоло. Завершили свой сет музыканты композицией "Wolfbane" с альбома "Electric" (2005).
В антракте Ленни Уайт и Виктор Бейли появились в зале, и их сразу же окружила толпа поклонников, желающих сфотографироваться и получить автограф, — ни одного из них американские гости не обделили вниманием. Начало второго отделения было предоставлено биг-бэнду Игоря Бутмана, руководитель которого сразу же воспользовался "служебным положением" и поздравил свою жену Оксану с днем рождения, совпавшим с фестивалем. "Нечеловеческие возможности демонстрирует супруг в день рождения своей жены", — признался г-н Бутман после исполненной оркестром мелодии "Happy Birthday". Затем прозвучала джазовая обработка "Старинной французской песенки" П.И.Чайковского. По ее завершении монополия биг-бэнда на сцене была разрушена появлением струнного ансамбля "Солисты Москвы" Юрия Башмета. Они тоже решили поздравить "любимую жену друга" и исполнили "Largo" Антонио Вивальди. "На этом классическая часть концерта заканчивается", — подытожил Игорь Бутман и пригласил из-за кулис Игоря Райхельсона, автора "Джазовой сюиты для альта, саксофона, фортепиано и оркестра". К исполнению именно этого произведения все собравшиеся на сцене музыканты и перешли. "Если вам понравится соло, то вы можете свободно хлопать. Конечно, если не понравится, то можно и не хлопать, а представить, что вы сидите на концерте классической музыки. В общем, нам, в принципе, все равно, — смешил аудиторию Игорь Бутман. — Но, если не сложно, лучше хлопайте". И зрители во время сюиты многократно рукоплескали Башмету, Бутману и оркестрантам. По завершении произведения руководитель биг-бэнда вновь пригласил за инструменты Ларри Кориэлла, Ленни Уайта и Виктора Бейли. Двое последних очень неохотно покинули места в зрительном зале. Г-н Бейли, добравшись до микрофона, даже поинтересовался: "Как будет по-русски: я требую еще денег?", после чего стартовал десятиминутный джем-сейшн на основе одной из частей сюиты. Во время него Юрий Башмет устроил соревнование с Ларри Кориэллом, а затем предложил поменяться инструментами, и американскому гитаристу пришлось освоить альт — к этому упражнению он отнесся с юмором. Зрители смеялись и рукоплескали, не жалея сил. "Ларри Кориэлл — Юрий Башмет: ничья", — определил Игорь Бутман, и на этом кульминационном моменте фестиваль "Триумф джаза" завершился.
Сергей Баранов, InterMedia