"СПОКОЙНОЙ НОЧИ И УДАЧИ": ОБЫКНОВЕННЫЙ МАККАРТИЗМ
США, пятидесятые годы. Пока население пожинает послевоенный рост ВВП и купается в сладких джазовых мелодиях, по всей стране идет "охота на ведьм". Монструозный сенатор от штата Висконсин Джозеф Маккарти всюду чует "красную угрозу", шельмует рабочие союзы и устраивает бесчисленные процессы над "шпионами Советов". Из армии, Голливуда, государственных структур — отовсюду гонят "неблагонадежных" за то, например, что прабабушки у них ходили на собрания социалистов. Голос общественности притих на фоне коммунистических гонений, под которые можно попасть за неосторожное упоминание о правах человека.
В офисе "Колумбийской вещательной системы" (CBS) трудятся надежные парни с открытыми лицами. Серьезные мужчины в белоснежных рубашках и подтяжках дружно делают хит первых лет американского телевидения — программу "Смотрите сами" ("See It Now"), ведущий которой Эд Мэрроу (Стрэтхейрн) долгое время был главной "говорящей головой" и навсегда остался знаковой фигурой для американского журнализма. В новостной сводке вдруг проскальзывает известие о лейтенанте ВВС Мило Радуловиче, отстраненном от службы за "неблагонадежность". Единственной почвой для обвинений были слухи о связях его отца и сестры с коммунистами. Мэрроу и его редактор Фред Френдли (Клуни) на всю страну рассказывают о деле Радуловича, привлекая внимание общественности к растущему числу "чисток", которые инициирует администрация разбушевавшегося Маккарти. Сенатор парирует в том ключе, что-де кто не с ним, тот продажный агент мирового зла, занюханный коммунист и враг народа и демократии. Команде "Смотрите сами" ничего не остается, кроме как пойти ва-банк, - и, наплевав на предостережения правительственных шишек, обвинения в красной пропаганде и травлю со стороны коллег по цеху, Эд Мэрроу раз за разом выходит в эфир с критикой маккартизма.
Неожиданно, кажется, для самого себя Джордж Клуни оказался вдруг не только самым завидным женихом Голливуда, но и мозговым центром Беверли-Хиллз. Еще несколько лет назад выросший из сериала "Скорая помощь" актер казался бравым мачо, который наверняка содержит штат из 30 человек для поддержания в кондиции его трехдневной щетины. Однако затем Клуни выступил со своим режиссерском дебютом "Признания опасного человека" (плод сотрудничества с Чарли Кауфманом, имеющим свойство производить сценарии, за которые берутся самые неординарные личности в актуальном американском кинематографе) и заявил о себе как об исключительно талантливом постановщике. Теперь же, сыграв в жестко политизированной "Сириане" (за которую он номинирован на "Оскар" как "лучший актер второго плана") и сняв рецензируемый "Спокойной ночи и удачи" (шесть номинаций на "Оскар"), Клуни предстал перед нами как бодрый политический активист — и к тому же потенциально главный персонаж в грядущей церемонии Academy Awards. Однако в первую очередь он, по нашему мнению, оказался утонченным стилистом. После "Признаний опасного человека" мы было подумали, что Клуни решил уподобиться клипмейкерам и погряз в агрессивной нарезке и сверхкрупных планах. Но "Спокойной ночи и удачи" - работа совершенно другого толка. Снятый в черно-белой гамме очерк о жизни столпов американского журнализма длится всего полтора часа, но при этом никуда не спешит, в деталях запечатлевая студийную работу, редакционные "летучки" и прочие нюансы производственного процесса. Эдвард Мэрроу в исполнении артиста Стрэтхейрна — "человек в себе": сидя в кадре с неизменной сигаретой в руках (которая и сгубила реального Мэрроу, умершего от рака легких в 1965 году), он монотонно, с расстановкой выдает в камеру неслыханные для того сурового времени обвинительные пассажи в адрес Маккарти (завершая каждый выпуск программы напутствием: "Good night... and good luck"). В обычной жизни он остается немногословным обладателем стальных нервов и, за стаканом скотча обсуждая с коллегами последний выпуск, лишь легкой полуулыбкой намекает на свое эмоциональное состояние. Подобным образом выдержана и сама лента: в нем нет эмоциональных взрывов и даже кульминации, однако романтика телевизионной "бойцовской журналистики" настолько остро сталкивается с чувствующейся в воздухе душной политической атмосферой (подчеркнутой сильной недодержкой большинства кадров), что у режиссер даже мог бы и не приписывать стандартной фразы про то, что "фильм основан на реальных событиях".
Игорь Веселов, InterMedia