"ПОЛУМГЛА": ЧИСТАЯ ПРАВДА
Зима 1944 года, советские войска рвутся на Запад, а лейтенант Анохин долечивается в госпитале. Украв однажды ключи у молоденькой медсестры, он забирает свою одежду и пытается сбежать на фронт, но попадается гарнизонному коменданту. В результате незадачливый офицер отправляется в глубокий тыл, в глухие леса Архангельской области, строить аэронавигационную вышку. Задание, которому он предпочел бы трибунал и штрафбат, — ведь его поставили во главе команды, состоящей из усатого старшины, двух калек-конвоиров и взвода пленных немцев. А немцев лейтенант ненавидит лютой ненавистью, считая смертельными врагами. В теплушке Анохин даже стреляет по одному из несчастных пленников, услышав сквозь сон, как тот играет на губной гармошке. Но вскоре тяжелый совместный быт и работа на свежем воздухе ради победы заставляют смягчиться сердце юного фронтовика. Меняется отношение к пленникам и у местных жителей — суровый дедок радостно учит бывших фашистов пользоваться топором, вдовы, попеняв за смерть мужей, вступают с работящими гитлеровцами в трогательные романтические отношения. Идиллию разрушит циничный майор НКВД, не поленившийся примчаться в затерянную деревеньку на гусеничном бронетранспортере с целью злостно нарушить Гаагскую конвенцию и расстрелять ставших ненужными военнопленных. Впрочем, он не злобный демон, а равнодушный исполнитель — ничего личного. Немцев просто нечем кормить и не на чем вывезти.
Полнометражный дебют подающего большие надежды молодого режиссера, несмотря на продемонстрированный им неплохой профессиональный уровень, мало чем выделяется в потоке современного бюджетного кино. Актерские работы неплохи, но поверхностны, поверить в героев не получается. Режиссер умело и современно монтирует, но в результате эпизоды, призванные взволновать зрителя, получаются одновременно суетливыми и затянутыми. Напряжения не возникает ни в одном кадре, вплоть до трагического финала. Почему — трудно сказать: вроде все сделано, как надо, но "не радует". Весь сюжет рассыпается на ряд скетчей, не имеющих ни полноценного развития, ни разрешения: эпизод с фото, эпизод с медведем, эпизод с топором, эпизод с салом, с вернувшимся мужем, наконец, сцена с расстрелом, — все происходит вяло; местами в картине присутствует юмор, но как-то уж очень мягко и предсказуемо.
В целом лента представляет собой типичный продукт европейского фестивального кино, полного вымученных банальностей и многозначительных длиннот. Очевидно, на западные фестивали и рассчитана эта работа. Режиссер для правдоподобия вполне логично пригласил настоящих немцев на роли пленных, но почему-то сэкономил на образах жителей деревни. Поморы не только говорят нивелированным городским языком, но даже не "окают". При этом для создания деревенской атмосферы использованы некоторые диалектизмы. Ровно два — "кубыть" и "базланить". Первое характерно для донского и кубанского казачества, проживающего несколько южнее, второе — скорее для Сибири (впрочем, встречается и на Вологодчине и, в принципе, могло быть и у поморов). Дело не в этом — если уж сельские жители являются в "Полумгле" некой условностью, стоило придерживаться избранной эстетики, а так это напоминает какую-то пародию на писателей-деревенщиков.
Но наибольшее недоумение вызывает скандальная пиар-кампания, развернутая вокруг фильма. Сценаристы не согласились с финалом и написали жалобу — страшно подумать — в Министерство обороны! Сатрапы! Доносчики! И вот уже СМИ полны восторженных рецензий — режиссер выбрал ПРАВДУ, настойчиво повторяют они на все лады, это НОВЫЙ, НЕЗАШОРЕННЫЙ взгляд на войну. Режиссер придумал (это не скрывается) свой финал с целью драматизировать картину. При чем тут историческая правда? Фактов таких неизвестно. СССР, в отличие от Германии, соблюдал в отношении пленных Гаагскую конвенцию - очевидно, не из гуманизма, а в политических и прагматических целях. Использовали их в основном как ценную, высококвалифицированную рабочую силу на стройках в крупных городах — построенные немцами дома до сих пор радуют своих жителей отменным качеством. Что такого нового показывают нам в "Полумгле"? Что, уважаемые кинокритики не видели ленту Алексея Карелина "Время собирать камни", где хорошего немецкого сапера травят как бывшего врага, а потом хотят расстрелять за ненадобностью? Или "Красное небо, черный снег" Валерия Огородникова, где пленных морят голодом? А образ злодея из НКВД? Да это дежурный персонаж еще со времен Константина Симонова! Разбирать "Полумглу" с точки зрения исторической достоверности с одной стороны и вторичности - с другой можно долго и подробно. Печально другое — организованной травле подверглись в результате как раз сценаристы, а отнюдь не режиссер. Причем пиар осуществлялся по технологии "опережающего шельмования" - то есть каждый, не согласный с тем, что в фильме показана "новая правда", заранее объявлялся подонком, льющим воду на мельницу тоталитаризма. Со всеми вытекающими. Все это как-то болезненно напоминает балладу Высоцкого о Правде и Лжи: "Чистая Правда со временем восторжествует, если проделает то же, что грязная Ложь".
Борис Гришин, InterMedia