"ТИГР И СНЕГ": ОДИН И ТОТ ЖЕ СОН
Аттильо Де Джованни (Бениньи) каждую ночь видит во сне странную свадьбу — он приезжает ночью в заброшенную часовню в нижнем белье, где его ждут чинная толпа гостей, священник греческой православной церкви и невеста в белом платье. В решающий момент является полицейский и требует убрать неуместно припаркованную машину. В реальной жизни Джованни работает поэтом (преподает стихосложение в университете), раз в неделю забирает у бывшей жены двух дочек, его достают любовница-блондинка и адвокат с какими-то гражданскими исками. В марте 2003 года, на творческом вечере иракского поэта Фуада (Рено), он встречает свою невесту из снов — филолога Витторию (Браски). Попытка завязать отношения терпит крах, а вскоре Аттильо с ужасом узнает, что Виттория тяжело ранена во время бомбежки Багдада и лежит при смерти в больнице. Отныне у Джованни одна цель — спасти жизнь своей музе. Раздавленный трагедией Ирака Фуад по мере сил помогает ему.
Отличить современную западную комедию о семейной жизни от драмы на ту же тему зачастую можно по одному признаку — шутят они по поводу Фрейда или же наоборот. Бениньи, разумеется, шутит, и это получается у него метко, мило и смешно. А главное — в основном совсем не про Фрейда. Не секрет, что последнее время выражение "это похоже на настоящее кино" является высшей оценкой, которую можно применить к европейским фильмам. И если во Франции такие работы изредка появляются, то в Италии кинематограф практически умер. Тем приятнее было увидеть картину, обладающую всеми очаровательными признаками итальянской комедии, какой она была во второй половине прошлого века. Эта атмосфера возникает практически с первых же кадров, когда Аттильо выруливает по узкой римской улочке на маленьком "фиате" и ведет экспрессивный диалог о дочерях и школе, в которую их нужно отводить утром. Вообще, вся римская часть фильма неплохо выдержана в традициях итальянского жанрового кино, к тому же Бениньи необыкновенно изящно и органично удаются неожиданные сюжетные повороты. Некоторые сцены выполнены вообще с блеском — например, объяснение Аттильо с Витторией под идущий по телевизору фильм "Хороший, Плохой, Злой". К сожалению, значительная "иракская" часть ленты практически полностью провисает, особенно сцены в больнице, которые несколько затянуты, а экспрессивность Бениньи начинает раздражать. Удачны оказались лишь эпизоды с верблюдами и американскими военными, а также сами пейзажи Багдада, снятые очень красиво и напоминающие чем-то сцены из "Звездных войн". К счастью, заканчивается "Тигр и снег" опять в Риме - совершенно карамельными сценами, но сделанными столь искренне и по-хорошему наивно, что они лишь добавляют ленте очарования.
Борис Гришин, InterMedia