"ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ КРАСНОЙ ШАПКИ": КРАСНАЯ УГРОЗА
Знакомая нам с детства Красная Шапочка по отработанному маршруту везет на велосипеде пирожки своей бабушке. Войдя в дом, она обнаруживает, что любимая старушка сама на себя не похожа: лицо похоже на маску, на руках выросли шерсть и когти, из макушки торчат звериные уши, да и глаза у нее неправдоподобно большие. Конечно, это переодетый Волк, пришедший сцапать маленькую девочку, а ее беззащитная бабушка давно лежит связанная в шкафу. На счастье, в эту секунду в окно вламывается громила-Дровосек, строит ужасающие гримасы, громогласно вопит и размахивает топором, готовый крушить все вокруг. Все это — вроде бы знакомая история, которую мы с детства знаем наизусть. А что, если мы просто давно не перелистывали "Красную Шапочку", и при внимательном прочтении события могут предстать в совсем другом свете?
Переосмысление некогда изложенной пером Шарля Перро народной сказки, оформленное в виде остросюжетного детектива, обнажает в классической истории множество актуальных вопросов — но главное, является феерически смешным произведением. С легкой руки режиссеров-дебютантов Кори и Тодда Эдвардсов примитивная история разрастается до масштабов серьезного детектива. Дано: четверо задержанных на месте преступления, каждый из которых по-своему трактует известные события, плюс огромное количество странных совпадений и несостыковок. Распутать этот узел под силу лишь инспектору Никки Флипперсу, импозантному лягушонку с мощнейшей интуицией и манерами Эркюля Пуаро. Поочередно допрашивая задержанных, он складывает разрозненные кусочки в целостную картину. По ходу расследования выяснится, что Шапочка (или Красная, как ее обычно кличут друзья) — обладательница какого-то там пояса по каратэ; бабушка промышляет выпечкой и втайне от внучки увлекается экстремальным спортом; Волк — газетный хроникер, готовый пожертвовать шкурой во имя правды о серии краж в лесных продовольственных магазинах; Дровосек — неуклюжий продавец детских лакомств, мечтающий об актерской карьере и взявшийся немного порубить, чтобы лучше вжиться в роль. Не хватает только одного звена, чтобы решить головоломку и раскрыть цепочку преступлений, а злодей, как и полагается в подобных случаях, действует у всех прямо перед носом. Может быть, один из подозреваемых все-таки лжет?
Схема "одно событие с разных точек зрения", начавшаяся с "РасЈмона" Куросавы, столь любима режиссерами последнего десятилетия, что уже несколько затерлась. Видели мы ее и в "Обычных подозреваемых" Брайана Зингера, и в "Герое" Чжана Имоу, и в недавнем "Где скрывается правда" Атома Эгояна. Но штука в том, что подобный прием все же в большинстве случаев смотрится довольно убедительно — может быть, в силу того, что к нему обыкновенно прибегают талантливые люди. В случае же с "Красной Шапкой" получилась и вовсе выдающаяся история, за развитием которой следишь с замиранием сердца, несмотря даже на то, что о том, кто злодей, догадываешься уже с самого начала. Версии подозреваемых не противоречат, но органично дополняют друг друга, и если в одной истории будет снежная лавина, в другой обязательно расскажут, кто ее устроил. Да и само переложение сказочного сюжета, по счастью, не переходит в постмодернистский маразм (чем грешил тот же "Шрек"), здешний мирок довольно органичный и уютный, а герои, несмотря на простенькую анимацию, совершенно полнокровные. Так, в пигалице Шапке настолько точно воспроизведены черты пятнадцатилетнего тинейджера (странно еще, что не нашлось в истории места стилизованному iPod'у), что временами она вызывает то искреннее раздражение, то вполне платонические чувства. Самым же удачным героем следует, конечно, признать озвученную сорежиссером Кори Эдвардсом белку Твичи. Этот взбалмошный грызун-фотограф с термоядерным характером, хотя и явно навеян саблезубой белкой из "Ледникового периода", имеет все шансы стать самым популярным мультперсонажем сезона и удостоиться премии "классный юзерпик".
Игорь Веселов, InterMedia