ЕЛЕНА ПОГРЕБИЖСКАЯ — "BUTCH. ДНЕВНИК АРТИСТА"
Эту книгу, надо признать, читать интереснее, чем слушать альбомы группы "Бутч". Литературный язык дается Елене Погребижской легче, нежели музыкальный, поэтому, в отличие от пластинок, на этот дневник не нужно ставить бирку "только для фэнов". Конечно, в первую очередь повествование предназначается для поклонников Бутч, но и любители другой музыки, возможно, смогут найти в нем что-то для себя. Меня вот, например, очень интересовала причина, которая заставила взрослого человека резко изменить свою судьбу и уйти из довольно успешных телерепортеров в музыканты, где пришлось все начинать с нуля. Дневник Бутч подтвердил мою догадку: никакого успешного телерепортера не существовало, был дико сомневающийся в себе человек, не уверенный в правильности выбранного пути. Возможно, и до сих пор эта уверенность не пришла, несмотря на все приятные слова со стороны поклонников. Поэтому не стоит удивляться, если Елена Погребижская вдруг захочет уйти из музыки и заняться, к примеру, живописью или архитектурой.
Наименее интересным моментом книги оказались собственно дневниковые записи (они составляют больше 50% текста, так что делайте выводы). От 30-летнего человека все-таки ждешь зрелых мыслей, и таковые в книге есть, но эти крупицы приходится искать среди потоков девичьих радостей и сомнений, типичных для ЖЖ какой-нибудь тинейджерицы. Удачная покупка — мысль о смысле жизни — закамуфлированное любовное переживание — разочарование в себе — веселая встреча — самокопание — мысль о правильности выбранного пути — мысль о неправильности выбранного пути — информация о приобретении смешных штанов — впечатления о прошедшем концерте… Вот в такую примерно схему укладывается структура дневника Елены Погребижской, в которой попадаются и интересные наблюдения, но в основном это написано только для посвященных. Непосвященных частности раздражают, кажутся мелкими, а на взрослый возраст автора намекают разве что записи, свидетельствующие о внимательном отношении к собственному здоровью (качество, тинейджерам не очень свойственное).
К счастью, "онлайновый" репортаж о малопонятных переживаниях Бутч перемежается экскурсами в ее биографию и историю музыкального проекта. Эти фрагменты написаны с юмором и содержат много ценной информации об устройстве российского шоу-бизнеса, в частности, о том, как группа "Бутч" умудрилась, сама того не желая, дважды поссориться с Дмитрием Гройсманом и группой "ЧайФ", а также удивить свою звукозаписывающую фирму, выпустив при действующем контракте альбом на другой фирме. Повествование в прошедшем времени у Елены Погребижской выходит гораздо стройнее, чем сиюминутные дневниковые записи. Проблема только в том, что, будучи действующим артистом, всего не расскажешь — а то некоторые дверки перед тобой прикроются. Поэтому в сведениях о том, как один продюсер сказал что-то другому продюсеру, а мы поехали с одного лейбла на другой, можно разобраться, только читая между строк. Варясь в этом бизнесе, несложно понять, о ком идет речь — с другой стороны, не такая уж "Бутч" популярная команда, чтобы вспоминать, кто у них в каком году был продюсером, и увязывать недостающие ниточки.
Еще в книге есть фотографии, а среди дневниковых записей встречаются тексты песен. И то, и другое изданию на пользу не идет: эксперименты Погребижской с имиджем и ее зачастую наивные стихи только ухудшают читательское впечатление. И, наконец, "Дневник артиста" снабжен совершенно провальным финалом: в качестве "ударной" концовки выступает скандальное интервью Бутч страничке "Мегахаус" - то самое, где она рассказывала о своей передозировке (причем на предыдущих 244 страницах об этом инциденте нет ни слова). Вы называете это откровенным разговором с журналисткой? Не знаю, не знаю. У нас в шоу-бизнесе появление подобных текстов означает всего лишь шумную пиар-кампанию перед выходом нового альбома. А уж в небезнадежной книге это интервью и вовсе ни к чему.
Алексей Мажаев, InterMedia