"АЗИРИС НУНА": ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО ВСЕГДА ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Пресс-показ фильма "Азирис Нуна" (Россия, 2006, режиссер — Олег Компасов, в ролях - Александр Лазарев-младший, Спартак Мишулин, Александр Филиппенко, Семен Фурман, Филипп Авдеев, Роман Керимов, Максим Аверин, Нонна Гришаева, Мария Козакова), снятого по роману Сергея Лукьяненко и Юлия Буркина "Сегодня, мама!", состоялся в "МДМ-кино-2" 2 марта.
Два подростка, Стас и Костя, забрались ночью в запасник археологического музея, в котором работают их родители. В голове древней статуи мальчики обнаружили хроноскаф. Спасаясь от ожившей мумии фараона, ребята прячутся в таинственном приборе, который, включившись, переносит их в середину нового тысячелетия, в 2506 год (действие картины разворачивается в 1996 году). Братья попадают на космическую станцию, руководство которой из соображений секретности решает уничтожить хроноскаф, а мальчишек запереть на станции до конца их дней. Однако сотрудница станции жалеет детей и, заручившись поддержкой сфинкса Шидлы с цивилизации человеко-кошек, населяющих планету Венера, отпускает ребят, чтобы Шидла переправил их в наше время. По дороге хроноскаф ломается, и подростки попадают в древний Египет. Там их тоже ждут невероятные приключения: плен у фараона, мумию которого они оживили в начале своих приключений, спасение невесты фараона от тяжкой участи быть погребенной заживо после смерти своего супруга, участие в дворцовом перевороте. За это время Шидла чинит хроноскаф и возвращает мальчиков домой.
У нас в стране фантастических фильмов для детей не снимали уже очень давно. Создатели "Азириса Нуны" вошли в практически пустую нишу, которая к тому же стала еще заманчивей с развитием компьютерных технологий и трехмерной графики. Ведь сегодняшнее развитие этих технологий позволяет нарисовать что угодно и кого угодно, так что адекватная экранизация космических приключений больше не представляет сложности для режиссеров. Правда, здесь кроется другая опасность — компьютерной графикой можно увлечься и превратить фантастический фильм в некое подобие рисованной заставки для компьютерной игры. К счастью, создатели "Азириса Нуны" избежали этой ловушки. И хотя чистая компьютерная графика занимает не меньше трети экранного времени, ее использование, хоть и затянуто местами, но абсолютно правомочно. В картине не нарисовано ничего, что можно и нужно сыграть живьем, — даже ожившую мумию фараона сыграл Александр Филиппенко, и нельзя не согласиться, что никакая графика не способна тягаться с мастерской игрой одного из лучших актеров современности. С помощью современных технологий передано лишь то, что по-другому и не сделать, — перемещение хроноскафа в космическом пространстве, убранство и внешний вид космической станции, интерьер космической тюрьмы, куда попали ребята, пульт управления хроноскафом и т.д. Немалая доля "фантастичности" достигнута в картине за счет использования грима (по признанию создателей фильма, грим сфинкса Шидлы, превративший актера Максима Аверина в получеловека-полукошку, обошелся им в десятки тысяч долларов), что вовсе не умаляет игру актеров. Чтобы создать противовес этой технологичности, убранство московской квартиры главных героев ленты воссоздано в стилистике 80-х годов. Кондовые будильники от завода "Слава", расписные чашки, занавески "Кошкин дом", деревянная двухъярусная кровать позволяют уравновесить все эти компьютерные навороты и сделать ленту более правдоподобной, избавиться от пластмассовости, нередко свойственной фантастическим фильмам.
"Азирис Нуна" задумывался как семейное кино, которое будет одинаково интересно и для детей, и для их родителей. Но, по большому счету, фильм получился детским, с довольно упрощенными персонажами, примитивными шутками и обилием затянутых, но очень красочных сцен и поединков, которые так нравятся представителям младшего поколения. Правда, создатели сделали все возможное, чтобы родители не заскучали на просмотре, для чего в сюжетную канву включено несколько шуток, понятных только взрослым. Чего стоит вызвавший гомерический хохот в зале диалог между братьями, когда Стас отдает Косте свой браслет-оживитель, с хорошо знакомыми по балабановскому блокбастеру словами: "Ну, ты же брат мне, помнишь, как я на рыбалке ногу проколол…" Таких реверансов в сторону взрослых зрителей в картине хватает, что, безусловно, примиряет представителей старшего поколения с необходимостью высидеть полтора часа на просмотре вместе со своими чадами. Вот только настоящее семейное кино - это когда дети смеются в унисон с родителями и так же в унисон плачут, а не смотрят удивленно на своих смеющихся мам и пап, не понимая, чему они так радуются в этот момент.
Евгения Чайкина, InterMedia

Последние новости