"SUBWAY СЕЙШН" - "ЖИЗНЬ БЕЗ РОК-Н-РОЛЛА"
"Subway сейшн" - не лишенная привлекательности музыкальная формация клубного уровня. Всенародная популярность ей пока не грозит, но "путь зерна", на протяжении которого команда будет обрастать заинтересованными поклонниками, вполне возможен. Альбом "Жизнь без рок-н-ролла" представляет собой попытку создать концептуальный продукт. Все песни представляют собой саундтрек к тем или иным событиям или переживаниям в жизни вымышленного лирического героя по имени Сергей Сараев. Комментарии в буклете очень напоминают другой концептуальный проект — альбом "Mein Lieber Tanz" группы "Несчастный случай". Помните душещипательное вступление про молодого бисексуально ориентированного пастуха Якоба? А теперь сравните слог: "Сергей Сараев (далее С.С.), молодой и еще не сформировавшийся человек, попадает под влияние своих старших товарищей, предположительно брата матери и мужа двоюродной тети. <…> Благодаря этому случаю он осознает, что любит рок-н-ролл, а другие музыкальные формы ему безразличны или отвратительны. Родной отец показывает ему несколько доступных аккордов на гитаре, при этом напоминая, насколько С.С. бездарен и бесперспективен". В дальнейшем любителя рок-н-ролла ожидает много печальных размышлений, и к последнему треку он устраивается работать в офис: "Под давлением ненавязчивого пресса корпоративной культуры он тренирует в себе смирение и анализирует прошлое, сидя в отдельном кабинете под кондиционером в ожидании смерти".
Что ж, усилия "Subway сейшн" по созданию концепции заслуживают уважения. Без буклетных метафизических приключений С.С. ("пытаясь найти себя, Сергей теряет лицо… он мечется по комнате, пожирая сухофрукты") альбом бы заметно потерял в привлекательности: в их отсутствие он представляет собой череду треков, удивляющих слушателя разве что стилистическим разбросом — от традиционного русского рока и брит-попа до блюза, заторможенного регги и чуть ли не рэпа. А при помощи Сергея Сараева диск выигрывает в вариативности его использования: можно просто слушать, можно читать и размышлять над судьбой С.С., а можно это совмещать — действительно находя в песнях некие соответствия одного другому. Заодно буклетный Сараев отвлекает потребителя от слабых мест альбома, оправдывая их, а также стилистическую разболтанность продукта. Первая песня "Битлы" - это такой чуть осовремененный олд-рок, в который любят поиграться длинноволосые дядьки за 50. "Потребность играть на гитаре" получилась у "сабвэев" этаким русским кантри наподобие "Кукурузы", а "Праздничный блюз" - мясистым блюз-роком умудренных опытом людей. Трек "Реггей (сыграй мне)" исключительно грустен — объясняется это тем, что он исполняется от лица русского человека, для которого данный жанр не особо органичен. "Танец фокстрот" оказался radio friendly роком в духе "Смысловых галлюцинаций", смурным и инструментально бойким одновременно. В "Рок не остановить" "Subway сейшн" совместили брит-поп с почти рэповым речитативом. Остроумный текст "Деньги (не умею делать)" опять-таки напоминают о "Несчастном случае", хотя и более молодом и циничном, а трек "Вы загорали (только не ска)" оказался ерническим рок-романсом. В некоторых из этих жанров группа выглядит вполне убедительной и может добиться больших успехов, если примется их развивать. Впрочем, заставлять слушателей прислушиваться к своим концепциям — тоже интересный выбор. Поклонников будет, может, и поменьше, зато покачественнее.
Алексей Мажаев, InterMedia