ANZOR — "GROZNY RAP"

"Мистерия звука". Релиз диска состоялся в январе.

- Ой, Майнат, - сказала Катька. — Прости, пожалуйста.
- Никто нам не верит, даже ты не веришь, - завела чеченка. — Все говорили — Шамиль, Шамиль, а у вас все само сгорело.
Давно нет никакого Шамиля, и письма сам Путин писал. Аллахом клянусь, хлебом клянусь.
- Да ладно тебе, - сказала бабушка.
- А дома, вы скажете, тоже Путин взрывал? — не выдержал Сереженька.
- Аллахом клянусь! - крикнула чеченка. — Зачем нашим было дома взрывать? Что, хотели, чтобы совсем нас всех зачистили? Никогда наши не взрывали ваши дома, всЈ ваши взорвали, чтобы нас зачернить! Бедный народ, гордый народ…
(Дмитрий Быков, "Эвакуатор", с. 211)

- Свиньи! — продолжала между тем Майнат. — Знаете, кто я такая? Я сама Черная Фатима! Я ехала в вашу Москву, чтобы привести в действие всю систему! Триста наших лучших девушек, сестры и возлюбленные полевых командиров, готовились уничтожить себя по моему сигналу! Но русские свиньи сами сожгли свой город, потому что у них и без нас все летело к черту! И тогда я решила, что не дам уйти вам. Слышите? Я не дам уйти вам! Сейчас вы заплатите мне и моему народу за все, что сделали с моей гордой землей! Вы недостойны жить, и вы не будете жить! Аллах покарает неверных! Аллах акбар!
(Дмитрий Быков, "Эвакуатор", с. 227)

Сейчас уже бессмысленно сокрушаться по поводу того, что Борис Ельцин не захотел договариваться с Джохаром Дудаевым и ввязал страну в кровавую бойню. История не терпит сослагательного наклонения: войны могло не быть, но она случилась. В результате тысячи матерей не дождались своих сыновей, а бывшие офицеры Советской армии, актеры и трактористы стали полевыми командирами и международными террористами. Расхлебать заваренную кашу не удастся еще десятки лет — это понимают все здравомыслящие люди. Как расхлебывать, не вполне понятно даже здравомыслящим, поэтому начать решили с ритуальных пропагандистских шагов. Реляции о том, что "в Чечне налаживается мирная жизнь", государственные телеканалы распространяют с регулярностью и в худших традициях информационного вещания советских времен. Вот чеченское население клянется в вечной дружбе с русскими. Вот оно в едином порыве приветствует Путина и голосует за "Единую Россию". (Надо ли говорить, что в руководстве Чеченской республики все до единого являются членами правильной партии, причем в однопартийцах ходят даже представители враждующих тейпов?) Вот заново отстроена школа. Вот чеченские юноши готовятся быть призванными в ряды российской армии (!). А вот чеченский рэппер Анзор — он поет на родном языке о том, что не хочет воевать и что чеченская молодежь заслуживает лучшей, мирной жизни в восстановленном и процветающем Грозном.
Если нет реальных успехов — сообщи по телевизору о мнимых. Сидя на 50-миллиардном стабфонде, скопленном благодаря шальным ценам на нефть, совершенно не обязательно стараться обеспечить народу достойную жизнь — достаточно зомбировать население благостными новостями и лозунгами, позаимствованными из лексикона строителей развитого социализма, и радоваться, что оно им верит. Эта политика не приносит успеха пока только в двух случаях. Первый — это спорт. Сколько ни назначай руководителями федераций питерских "единороссов", сколько ни раздавай партбилетов действующим спортсменам — медали все равно достаются тому, кто быстрее бежит и точнее бьет, а не тому, у кого вождь деспотичней. Рейтинги олимпийских трансляций доказали, что реальная, не лозунговая жизнь российскому народу все еще интересна, как бы это ни огорчало правителей, которых этот народ якобы собственноручно выбрал. Второй случай, где не срабатывает пропаганда — это ситуация в Чечне. С заклинаниями о "налаживании жизни" досадно контрастируют взрывы, теракты и захваты, которые и не думают прекращаться. С одной стороны, "война закончена", с другой — мира тоже нет, и даже самый верный и велеречивый путинский рупор не сунется в Чечню без военной охраны, даже если сообщать о терактах по телевидению вообще перестанут.
В этой ситуации появление чеченского рэппера — еще не самый страшный пропагандистский грех. Если виртуальные успехи по-прежнему будут успокоительно действовать на население, мы еще увидим в телевизоре и чеченского ди-джея-рейвера, и чеченского, к примеру, сноубордиста. На их фоне Анзор будет выглядеть гением-самородком, потому что по крайней мере альбом "Грозный рэп" не выдуман, а вполне осязаем и профессионален. Суровый, сдержанный речитатив звучит в качественном, хотя и не прорывном музыкальном сопровождении. Правда, кроме слова "президент", в текстах больше ничего не понятно, но это тот случай, когда можно безбоязненно довериться телепропаганде и не думать о том, что он на самом деле поет про "бамбарбия кергуду". Анзора ведь показали в том самом телевизоре, где можно увидеть только чеченцев, любящих Россию и мечтающих о мире.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости