"ПИЛОТ" - "Ч/Б"
Популярных музыкантов у нас принято числить заместителями бога на Земле и обращаться к ним за консультацией по любым вопросам. Самое невинное — осведомиться у поп-звезды на тему его любимого парфюма или попросить поделиться кулинарным рецептом: с этим они худо-бедно справляются и этим можно было ограничиться. Но куда там: певцов и певичек наперебой приглашают в ток-шоу, где они вынуждены рассуждать о вопросах сглаза, супружеских измен и детской агрессивности, а у рокеров, властителей умов, требуют обустроить Россию и прояснить смысл жизни. Мягко говоря, не у всех хватает мудрости внятно либо самоиронично ответить на эти вопросы. В лучшем случае они скатываются в банальность, в худшем — демонстрируют истинную цену своему интеллекту и духовному развитию. Есть, например, артисты, которым продюсер вообще запрещает давать интервью, даже на парфюмерную тему. Простодушные зрители принимают такую линию поведения за проявление высшей загадочности, мы же осмелимся предположить, что молчаливый певец на самом деле дурак дураком. С другой стороны, зачем надо требовать от артистов ума? Мы же прощаем спортсменам отсутствие красноречия — нам достаточно их ловкого владения телом. Почему же талантливый певец должен непременно быть Эйнштейном? Хотя у певцов талант часто столь же сомнителен, как и ум, однако об этом мы поговорим как-нибудь в следующий раз. Потому как у лидера группы "Пилот" Ильи Черта ситуация прямо противоположная. В отличие от большинства коллег, которые, став известными, вынуждены публично рассуждать о вещах, в которых ни черта не понимают, Илья осознанно выбрал музыку в качестве плацдарма для распространения своих идей. Скажу больше — своего религиозно-философски-мистического учения. Песни — лишь одна грань, и далеко не главная. Главный "пилот" - проповедник и миссионер по натуре, а не поневоле. Пересказывать здесь его взгляды мы не будем — если интересно, можно почитать какие-нибудь его интервью или прозу. Но рассмотреть новый альбом "Пилота" сквозь призму привлечения к учению Черта новых апологетов имеет смысл. Тем более что зависимость прямая: чем интереснее музыка, тем больше желающих прислушаться к слову Ильи, который, как доказали его более ранние работы, уверенно чувствует себя и в "альтернативе", и в бард-роке.
Главный герой концептуального диска "Ч/б" - Альберт Эйнштейн. Песни перемежаются фрагментами биографиями отца теории относительности, а также его книг и речей. Эйнштейн — это голова, но вот прямое отношение приведенных цитат к содержанию сопутствующих композиций для слушателя неочевидно. Если сравнивать новые произведения Ильи Черта с другими актуальными творениями русского рока, "Пилот" оказывается на уровне. Но по сравнению с высказываниями Альберта Эйнштейна эти недурные песни выглядят несколько банальными. "Пилот" постоянно обвиняли, что он дерет у "Алисы"; на новой пластинке это тоже слышно — см. "Ч/б", "Деревенская", "Где ты", - но теперь у Ильи Черта появился новый образец, Виктор Цой: тот же "Ч/б", а также "Сегодняшним днем". Учитывая любовь и уважение публики к этим достойным предшественникам, подобное подражательство "Пилоту" только на руку. Да и вообще на диске хватает красивых новинок в лучших традициях русского рока — "Круговерть", "Белая ночь", "Уголь и перья". В качестве музыкального альбома "Ч/б" - сильная работа и наверняка заслуживает пусть сдержанной, но похвалы. А для концептуальной проповеди представленного в трек-листе материала явно маловато. На этой пластинке музыкант явно побеждает в Черте гуру. Для слушателя этого достаточно, а вот для учеников и самого учителя — боюсь, что нет.
Рита Скитер, InterMedia