СБОРНИК "НЕВИДИМАЯ МУЗЫКА. ПРОЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ"
В отличие от десятков подобных сборников, у "Невидимой музыки" имеется четко сформулированная идеология. Обычно составители предлагают слушателю самому догадаться, что они хотели сказать своим собранием электронных треков. Мессидж при этом закладывается самый несложный и весьма агрессивный: мол, пора прекратить жрать телепопсу и вместо этого вкусить изысканных космично-подводных произведений, наигранных дома на компьютере одним пальцем. Только электронная русская музыка конкурентоспособна на Западе и может там продасться тиражом экземпляров в 500. А наш шоу-бизнес, которому до компьютерных гениев нет дела, — просто … (далее следуют невысказанные, но подразумевающиеся ругательства в адрес шоу-бизнеса). "Невидимая музыка" куда более деликатна в описании своих задач и скромна в преследуемых целях: "серия сборников актуальной музыки… начинающих музыкантов и групп, которые по разным причинам до настоящего момента оставались без внимания… Хочется надеяться, что многие из представленных на сборнике групп получат свою долю известности и признания".
Щадит слушателя и трек-лист, снабженный комментариями к каждой представленной композиции. Здесь продюсеры "Невидимой музыки" тоже проявили больше человеколюбия, в том числе и к участникам сборника: если вам понравились на слух треки каких-то музыкантов, можно не отходя от кассы получить о них минимальную информацию. Обычно от электронных составителей этого не дождешься: не желая идти на поводу у ленивых потребителей, они по максимуму засекречивают все, что возможно. Чем они руководствуются, понятно: "продвинутый" слушатель, не дожидающийся, что прогрессивную музыку ему принесут на блюдечке с известной каемочкой, должен и информацию нарывать с таким же трудом, и непременно самостоятельно. С этой точки зрения нельзя не оценить "Невидимую музыку", не стесняющуюся брать на себя просветительские функции, пусть и в скромном объеме.
Музыкальное наполнение нового сборника оказалось при этом вполне предсказуемым. "Актуальные начинающие группы" играют, конечно же, трип-хоп, лаунж, булькающий эмбиент и т.д. "Люмены" делают музыку в духе "Весны на улице Карла Юхана", и тоже с женским вокалом, группа с антикоммерческим названием Antimateria играет вполне форматный поп-дэнс, еще менее внятно именующийся проект "Ясный - Svetly" тоже вполне реально представить звучащим по радио, а "Невидимки, смотрящие на ботинки" и Антон Лански производят самоуглубленный эмбиент. Немного выбиваются из общей стилистической картины брит-поповые "Кедры-выдры", представленные, правда, ремиксом на "Зиму". Группа Jermook тоже выходит из ряда вон, но не жанром, а качеством музыки: их трип-хоповый трек "Yars ur e" невозможно не выделить, даже если вы используете сборник исключительно в качестве фона (собственно, это самое верное ему применение).
Что же дальше? Сможет ли "первое проявление" обеспечить участникам долю "известности и признания"? Да нет, конечно. Ни о каких шоу-бизнесовых шагах навстречу подпольным электронщикам мечтать нельзя, да и бессмысленно. Но если после этого сборника больше народа узнает о существовании небезынтересных отечественных трип-хоп-проектов, а пара инди-поп-коллективов получит хотя бы культовую популярность, то миссию новой серии можно будет считать выполненной.
Алексей Мажаев, InterMedia