ЮЛИЙ ГУСМАН: "КОМУ-ТО ОЧЕНЬ НЕ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ "НИКА" ПРОДОЛЖАЛА СУЩЕСТВОВАТЬ"
"Ясно, что мы ни с кем не можем соревноваться "на поле" пафоса. Мы же не в Америке, где на "Оскаре" весь зал — звезды Голливуда. И там шоу уже само по себе получается. Да еще всякие серьезные спецэффекты. Мы пошли другим путем. Например, 17-я "Ника" была посвящена "17 мгновениям весны". 18-я "Ника" — совершеннолетняя. 20-я будет юбилейная. А нынешняя, 19-я, — подготовка музея "Ники". Театр Российской армии — не слишком удобное место, но для темы нынешней церемонии очень хорошо подходит: гигантская сцена, большой поворотный круг, кулисы, колосники. Особенно важно вращение сцены. В общем, стараемся, придумываем все так, что зрелище если не потрясет, то хотя бы удивит. Правда, сегодня это трудно — раньше "Ника" была в новинку, сейчас она растиражирована, скопирована, разворована".
(О ТЕЛЕТРАНСЛЯЦИИ "НИКИ")
"Омерзительная история. Внятно причину отказа от трансляции никто нам не объяснил. Наше телевидение сейчас показывает любую чушь, которую даже министр обороны назвал "дебилизацией населения". А для лучшего телевизионного шоу — трансляции 19-й церемонии вручения Национальной академической кинопремии — места в сетке вещания не нашлось. А у нас только список мегазвезд-участников составил бы честь всем федеральным каналам вместе взятым! Ну что поделаешь, если в честном творческом соревновании ни победить, ни даже приблизиться к уровню "Ники" не удастся. Обидно только, что все же грязь, ложь и несправедливость касаются не одного человека, а 645 выдающихся кинематографистов во главе с классиком отечественного кино Эльдаром Рязановым. Стыдно, господа клеветники, интриганы и блатари-начальники! Мы написали письмо президенту, рассказали всем информканалам, обратились в Общественную палату... В итоге руку помощи протянул канал СТС, который покажет церемонию 19 марта в 21.00. Потом, правда, нам позвонили и предложили канал "Культуру". Но мы уже активно работали с каналом СТС".
(ОБ ИСЧЕЗНОВЕНИИ "НИКИ" С ПЕРВОГО КАНАЛА)
"Они заявили, что поскольку стали учредителями премии "Золотой орел", то уже не могут показывать "Нику". Почему не могут? Абсурд какой-то. Тогда, после нескольких пресс-конференций, шума в печати и обращения к президенту нас перекинули на НТВ. Тогда же я побывал у замечательного господина из президентской администрации. Он сказал, что ему докладывали, будто "Ника" — кучка маргинальных лиц кавказской национальности, существующих на подачки Березовского, но теперь он убедился, что это не так и не видит препятствий для трансляции нашей церемонии. Теперь, видимо, его или его преемника кто-то снова убедил в том, что мы неправильной расы и не на те деньги проводим "Нику". На самом деле причина одна — кому-то очень не хочется, чтобы "Ника" продолжала существовать. Кому-то она ест глаза. Кто-то хочет быть единственным и неповторимым… Слава богу, в последний момент нас согласился транслировать канал СТС, но если та же бочка с навозом выльется и на него, я не знаю, что будет…"
(О НАЧАЛЕ КОНФЛИКТА С НИКИТОЙ МИХАЛКОВЫМ)
"В 1993 году в связи с "Никой", когда в номинации "Лучшая главная мужская роль" "Нику" получил Бурдули за "Солнце неспящих", а не Гостюхин за "Ургу". А мой дорогой друг Никита Сергеевич был уверен, что победил Гостюхин, и решил, что мы в последний момент дали приз "своему" человеку. Хотя я этого Бурдули в глаза никогда не видел".
(О ПЕРСПЕКТИВАХ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА С "ЗОЛОТЫМ ОРЛОМ")
"Я готов отстаивать свою точку зрения перед любой аудиторией и любым соперником. На любую неправду надо отвечать так же ярко, чтобы правда не казалась скучнее. Но я не хочу участвовать в дискуссии, где придется доказывать, что ты не верблюд. Я знаю, что будет говорить Михалков, если согласится выйти к барьеру. Что он не имеет ни малейшего отношения к тому, что "Нику" вытеснили с трех каналов, что это свободная конкуренция, в которой мы проиграли. Что он за мирное сосуществование "Ники" и "Орла", и вообще, пусть расцветают сто цветов. Что академия "Орла" голосует не по его велению, а по велению совести, и что если на "Орле" побеждают картины студии "ТРИТЭ", то потому, что они сильнее соперников. И что я смогу на это сказать? Ничего. Не бить же себя в грудь и не говорить, что я лучше, а наша премия главнее…"
("Московский комсомолец" 14.03.06 и "Новые известия" 16.03.06)