ОЛЕГ ГАЗМАНОВ — "СДЕЛАН В СССР"
Стоящие рядом слова "рецензии" и "Олег Газманов" выглядят дико, вы не находите? Подходить к творчеству г-на Газманова с позиций музыкальной критики — такой же абсурд, как оценка текстов Елены Воробей с литературной точки зрения. Ну не будет же никто рецензировать альбомы Кобзона — какой в этом смысл, если Иосиф Давидович сам себе жанр, не имеющий никакого отношения к тенденциям современной музыки. С некоторыми поправками, но примерно так же воспринимается и Газманов — он любим столичным мэром, он дает в Москве шоу на 23 февраля и на День города, он приходит на прямые линии с читателями любимой газеты мэра, под его песню "Господа офицеры" весь зал встает, а к музыке все это имеет такое далекое отношение, что не заслуживает даже упоминания. Молодежь с нормальным вкусом почему-то не выходит на демонстрации против Газманова, не заводит в его честь сообществ в ЖЖ и старается как можно скорее выключить телевизор, завидев там счастливое лицо Олега Михайловича. И все-таки альбом "Сделан в СССР" необходимо отрецензировать. Хотя бы потому, что "игнор" - не лучший, хоть и распространенный, метод борьбы с недостатками. Понятно, что любовь мэра стоит дорогого, а народное признание и того пуще, но пусть будет высказан и другой взгляд на музыку Олега Газманова. Потому что в отсутствие критических публикаций артист на глазах бронзовеет, начинает верить в свою исключительность, повторяться, принимать за свои новые песни чужие старые и т.п. — все это можно наблюдать на диске "Сделан в СССР".
Начну с главного, и это отнюдь не высосанный из пальца "конфликт" между Олегом Газмановым и Юрием Шевчуком. Третий трек на альбоме называется "Каждый выбирает по себе…", и рядом с ним в буклете написано "муз. и сл. О.Газманова". Увы, "сл." слишком известны, чтобы заподозрить О.Газманова в самостоятельном их сочинении. Тем более что написал их Юрий Левитанский, а пели разные барды, охочие до мировоззренческих размышлений. На очередную залихватскую мелодию Газманова еще хватило, но в тексте он ничего не изменил. Никаких комментариев по этому поводу Олег Михайлович не давал, хотя мог бы сохранить лицо, сообщив, например, о технической ошибке составителей буклета. Но его молчание наводит на догадку, что текст "Каждый выбирает по себе…" воспеватель офицеров и звенящих колоколов искренне считает собственным поэтическим озарением. Какой еще Левитанский? Кто такой Левитанский? Папа ваш Левитанский? Может быть, Левитанский собирает тысячные залы? Где я и где Левитанский? Если рассуждать в таком ключе, то великим нашим поп-звездам вовсе незачем думать о соблюдении авторских прав, а можно просто брать любое понравившееся произведение и считать его своим. Вот понравилась государству компания ЮКОС… Но это уже другая история.
С песней "Новая заря", которую якобы запретила цензура, тоже получилось довольно интересно. Газманов считает, что клип не пропустили из-за содержащейся в тексте композиции политической критики. Праведный гнев исполнителя в этом случае очень напоминает какого-нибудь нашего министра или депутата, возбужденно бичующего имеющиеся недостатки, забыв при этом, что он сам и является их причиной. Заметим, что советская цензура запрещала не только "опасные" произведения, но и слабые с художественной точки зрения. Вот под этот критерий "Новая заря" вполне подходит. Строчками "высоко же президент, наш отец, но однажды наступает… эх, наступает новая заря" не следует гордиться — они неостроумны и антилитературны, а мелодия песни напоминает "Алую зарю" "Любэ". Кстати, и припев "Сделан в СССР", что бы ни говорили эксперты, у тех, кто эту песню слышал, не может не вызвать воспоминаний о шевчуковском "Рожденном в СССР". Остальные треки тоже по-своему хороши: "Чем измерить горы" напомнят вам о советской эстраде 60-х, "Помада" - "Москвичку" Олега Митяева, "Дорогие" - застольные песни, прочие вещи — более ранние, причем не самые удачные композиции Олега Газманова. Специальным бонусом к 60-летию Победы на диске идут несколько кавер-версий песен военных лет: благодаря специфическому вокалу исполнителя они понравятся только тем, кто без ума от его по-мальчишески задорного голоса.
Чтобы вы не приняли этот текст за огульное охаивание, нужно сказать и об удачных треках альбома. Песня "Прощай", хоть и не очень нова, но напоминает о тех временах, когда Газманову, не успевшему еще превратиться в гордый памятник самому себе, удавались красивые мелодии. А композиция "Держи меня, соломинка" из репертуара Аллы Пугачевой записана совместно с группой Gonja и благодаря вливанию молодой крови оказалась вполне живой: получилась успешная акция против забронзовения. Жаль, что подобные процедуры Олег Михайлович принимает нечасто.
Алексей Мажаев, InterMedia