АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ — "Я ВВЕДУ ВАС В МИР ПОП"
Предыстория появления этой книги известна: Артемий Троицкий провел спецкурс "Музыкальная журналистика" на журфаке МГУ. Илья Стечкин записал все лекции (назовем это привычным для студентов словом, хотя дальше будет видно, что оно весьма приблизительно отражает суть происходившего) на диктофон, а затем с согласия мэтра издал расшифровку в виде книги. Редактировать текст Троицкий принципиально не стал и правильно сделал: вместо безжизненных академических формулировок, которыми грешат любые учебники, читатель получает непринужденный треп — сразу становится понятно, почему занятия Артемия Кивовича собирали в 223-й аудитории журфака аншлаги. Каждый хочет быть введенным в профессию именно таким нескучным образом — слушая острые отточенные формулировки, впитывая малоизвестные любопытные факты, а заодно получая информацию об истории музыки и устройстве шоу-бизнеса.
Троицкий при всей его внешней вальяжности и пофигизме подошел к спецкурсу с максимальной ответственностью. Мастер-классы затрагивают большинство наиважнейших для будущих музыкальных журналистов тем, а за импровизациями лектора скрывается серьезная подготовка. Например, в качестве "наглядных пособий" на занятия приглашались профессионалы-специалисты, общение с которыми явно навевало студентам мысли о невероятной интересности выбранной ими профессии. На первое же занятие пришли Сергей Гурьев, Максим Семеляк и Артур Гаспарян, которые наперебой вещали о тяготах музыкально-журналистской службы, но мимоходом сообщили столько любопытных фактов, что слушателям было сложно поверить в неблагодарность этого труда. О радиобизнесе студентам вместе с Троицким рассказывали Михаил Козырев и Матвей Аничкин, о телевидении — Елена Карпова, об интернете — Соня Соколова, о гастрольном бизнесе — Надежда Соловьева и Игорь Тонких, об авторских правах и пиратстве — Владимир Матецкий, Евгений Сафронов и Игорь Пожитков, о взаимоотношениях музыкантов с журналистами — Александр Ф.Скляр и Бутч, о взаимодействии музыки и политики — Ирина Хакамада, Александр Пономарев и Чача Иванов. Этого перечисления достаточно, чтобы понять, что материал книги интересен далеко не только студентам журфака МГУ. И люди, давно работающие в шоу-бизнесе, найдут для себя что-то новое, да и просто любителям музыки здесь будет что почитать: например, из книги можно узнать, как от романа двух музыкальных журналистов родилась группа "Рада и терновник", чем отличается группа "Розовые двустволки" от "Ночных снайперов" и почему Евгений Хавтан не хочет отдавать долг в $200.000.
Особого внимания заслуживает раздел "История поп-музыки". Его можно с продолжением публиковать в тинейджерских журналах — чтение одновременно увлекательное и познавательное. Если 15 лет назад подростки изучали музыкальную историю по публикациям в "Ровеснике" (кто-нибудь помнит их бесконечную "Рок-энциклопедию"?), "Парусе" и "Студенческом меридиане", то теперь все это можно найти в сети в разрозненном виде или в книгах в виде скучном. Троицкий же за два занятия с исключительной ловкостью систематизирует отрывочные знания в краткий курс мировой и отечественной поп-истории. Студенты наверняка получили много новой информации; мне же, в принципе хорошо знакомому с историей рока, остается восхищаться тем, как изящно Артемий Кивович классифицировал и разложил ее по полочкам. Подобных сведений очень не хватает в пестроте современного медиа-пространства. Музыкальным журналистам всех возрастов также рекомендуется внимательно прочитать раздел "Вместо послесловия", где АКТ дает конкретные советы и, что называется, раскрывает секреты мастерства — право, это полезно не только студентам.
И только один вопрос продолжает занимать меня по прочтении книги: где эти 150 человек, что слушали рассказики Троицкого? Неужели они после этих лекций пойдут подглядывать, кто из звезд кого ухватил за жопу на фуршете? Вполне вероятно: за это и платят лучше, а полторы сотни новых профессиональных музыкальных журналистов — для нынешнего состояния ориентированного на развлекаловку обывателей рынка прессы явный перебор.
Алексей Мажаев, InterMedia