МАРЛЕН ХУЦИЕВ ПРИЗВАЛ МОЛОДЫХ РЕЖИССЕРОВ "СЛУШАТЬ, НО НЕ СЛУШАТЬСЯ"
За два дня, 17 и 18 марта, в Доме кино были показаны фильмы представителей киношкол практически со всей России - из Москвы, Петербурга, Иркутска, Новосибирска, Перми, - а также Украины, Грузии, Америки. Но из всех представленных работ, а всего их было около 250, зрители смогли увидеть только те, которые жюри отобрало и отметило в предварительном просмотре. В этом году конкурс нарушил свою традицию, благодаря которой он существенно отличался от других фестивалей и конкурсов такого рода - в предыдущие годы он проводился не три дня, а больше недели, и на открытых показах, которые шли с утра до ночи, практически без отбора показывались все работы, которые молодые режиссеры считали нужным показать кинематографической общественности. На сей же раз зрители могли лишь просмотреть информацию с именами всех участников и названиями представленных ими работ в традиционном каталоге. Это оказалось не очень приятным сюрпризом для постоянных гостей "Святой Анны", ценящих это мероприятие именно за возможность не пропустить ни одно дарование, которое, быть может, не будет отмечено жюри. Открывая церемонию, президент конкурса, режиссер и продюсер Борис Айрапетян сказал, что, возможно, это будет его последнее выступление в качестве президента "Святой Анны", но он уверен, что само состязание еще будет долго существовать, и пожелал тем "молодым, которые не попали в поле зрения жюри", чтобы они "не разочаровались и всегда философски относились к разного вида конкурсам". Марлен Хуциев, обращаясь к молодежи, провел параллель между советским кинематографом, "который показывал все только хорошее", и современным кинематографом, который, наоборот, "склонен к излишеству и нацеленности на то, чтобы описательно показать все страшное и ужасное, думая при этом, что мы этим исцеляем", и призвал молодых художников "искать в глубинах человеческого сердца, совести, надежды и неисчерпаемых человеческих возможностей."
Ведущие церемонии Сергей Дымшиц и Алена Швайбман явно волновались и отличились тем, что частенько сбивались, неправильно ставили ударения в словах и произносили фамилии мастеров так, что выходящим на сцену приходилось их поправлять. Как выяснилось, у них нет театрального или кинематографического образования, и ведение всякого рода мероприятий, в основном детских, является по их собственным словам, "профессиональным хобби". Остается только гадать, почему выбор организаторов остановился именно на этих двух молодых людях. Под их сбивчивую речь на сцену выходили и уходили, вручив награды, Татьяна Москвина, Андрей Осипов, Михаил Зильберман, Вадим Юсов, Игорь Масленников и др. А исполняющий обязанности председателя союза кинематографистов России Евгений Герасимов вручил специальную грамоту своему однофамильцу Андрею Герасимову, возглавляющему Высшие режиссерские курсы. Очень много призов получили студенты ВГИКа, а также Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, многих из которых на церемонии не было (список лауреатов — см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Однако организатор конкурса торжественно обещала, что дипломы и грамоты обязательно будут переданы победителям. Все награжденные произносили со сцены, в первую очередь, слова благодарности своим мастерам, а также благодарили своих родителей, актеров, съемочную группу. Кто-то просто говорил "спасибо", и лишь одна девушка ограничилась метким и лаконичным: "Приятно". Многими конкурсантами и их коллегами, посетившими просмотр фильмов, были отмечены работы Анны Федченко "Сватовство", (диплом за актерский дуэт), Натальи Беляевой "Художник своей жизни" (1 премия в номинации "неигровое кино") и фильм "Топорище" Николая Борца (3 премия в номинации "игровое кино"). Многие выделяли также фильм "Меня зовут счастье", в котором снялись Алексей Серебряков и Юлия Высоцкая. Но эта работа ни премией, ни дипломом отмечена не была. Подавляющее большинство молодых дарований, получившие в этот вечер дипломы и грамоты, оказались представительницами прекрасной половины человечества. Их лидерство было настолько очевидно, что за этим ясно проглядывается некая новая эра в развитии молодого российского кино. Игорь Масленников заметил в связи с этим, что режиссура становится "делом женским" и что "это правильно, так как именно женщинам свойственна чувственность, а эмоциональная сторона нашей жизни больше имеет отношение к женскому характеру. И эта тенденция прослеживается не только в кино, но и в политике, и не только в России, но и во всем мире, так как женщины более гуманны и человечны". Николай Иванов, долгие годы бывший первым заместителем гендиректора "Мосфильма", вручая награды молодым кинематографистам, оптимистично заявил, что он не боится уходить из этого мира - так "радостно видеть, что наше кино возрождается". Евгений Герасимов в своей речи призывал начинающих кинематографистов слушать и внимать всему, что говорят мастера, а Марлен Хуциев в заключительном слове напутствовал молодых "слушать, но не слушаться".
Алина Кудрявцева, InterMedia
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОБЕДИТЕЛИ XIII КОНКУРСА СТУДЕНЧЕСКИХ И ДЕБЮТНЫХ ФИЛЬМОВ "СВЯТАЯ АННА"
Дипломы (анимация)
"За умение показать внутренний мир ребенка" - Нина Весярина, телекомпания "Снега"; Мария Литвинова, "Фантазии о мертвом человеке на музыку Бетховена", ВГИК.
"За талантливую стилизацию мотивов японской графики" - Анна Шарафутдинова, "Цапля в камышах" ВГИК.
"За адекватное визуальное представление песни" - Людмила Липовка, "Спасибо за рыбку", ВГИК.
"За удачное изображение абсурдного мира" - Роза Гитматдинова, "Соседка Вайсмана", ВГИК.
Дипломы (неигровое кино)
"За изображение судьбы обманутого поколения" - Анастасия Тарасова, "Дети великого озера" ВГИК.
"За убедительную демонстрацию рождения слова из хаоса" - Никита Тихонов, "Несколько слов о Чарльзе Дарвине", Высшие курсы сценаристов и режиссеров (ВКСиР).
"За тонкость наблюдения становления души" - Иван Головнев, "Маленькая Екатерина", "Бюро студия".
"За умение увидеть невидимое и в конечном бесконечное" - Александр Вечеркевич. "Без тебя", СПбГУКиТ.
"За открытие глубины характера" - Хусам Абдельгани, "Мой непутевый дядя", СПбГУКиТ.
"За изображение одиночества и отчаянья современными аудиовизуальными средствами" - Эдуард Чусаметдинов, "Плацебо".
"За актерский ансамбль" - Анна Федченко, "Сватовство", Александр Пасечник, "Под одной крышей", ВГИК.
"За поддержание водевильной традиции" - Юлия Паюсова, "Неприятная история", ВГИК.
Дипломы (операторская работа)
"За удачное соединение стихотворного и визуального ряда" - Тимофей Парщиков, "Лиман", ВГИК; Юлия Галочкина, "Талая вода", ВГИК.
"За изобразительное воплощение драматургии" - Дмитрий Розанов, "Ничего особенного", ВГИК.
Премии (анимация)
1-я премия - Анастасия Журавлева, "Осторожно, двери закрываются".
2-я премия - Мария Соснина, "Про меня", школа-студия "Шар".
3-я премия - Ирина Лейтманович, школа-студия Шар.
Премии (неигровое кино)
1-я премия - Наталья Беляева, "Художник своей жизни".
2-я премия - Александр Малинин, "Шестеро вместе с детьми", "Кинотеатр.doc".
3-я премия - Мария Кильчевская "Сад".
Премии (игровое кино)
1-я премия - "Зимние каникулы", Дмитрий Тихомиров.
2-я премия - Филип Обрютин, "Ничего особенного".
3-я премия — Николай Борец, "Топорище".