"МОЯ УЖАСНАЯ НЯНЯ": АХ, КАКОЕ БЛАЖЕНСТВО
В одном из своих фильмов Лючио Фульчи подытоживал: "Мы так никогда и не узнаем: дети — монстры, или все монстры — дети". Семеро отпрысков мистера Брауна (Колин Ферт) изощренно доводят до белого каления не только прекрасных нянь, но и кухарку миссис Блезеруик (Имельда Стонтон), защищающуюся от них не крестом, не пистолетом, а бумажкой, "где все записано". Последняя, уже семнадцатая няня, убегает с ужасом и в уверенности, что дети слопали свою младшую сестренку. Издеваются ребятишки, впрочем, не от того, что им нечего больше хотеть, а только в качестве немой просьбы к отцу почитать им сказку на ночь. Но мистер Браун задавлен недавней смертью жены и требованием ссужающей семью деньгами тетушки Аделаиды (Анджела Лэнсбери) немедленно жениться. Он только и может, что бессильно жаловаться любимому креслу супруги. Детей было пытается утихомирить помощница кухарки Эванджелина (Келли Макдональд), но они видят за ее заботой меркантильную подоплеку. Агентство отказывается отдать на растерзание бестиям новую сиделку, и среди грома и молний странником из ниоткуда появляется няня Макфи (Эмма Томпсон). Вдобавок к носу картошкой, сросшимся бровям и неровным зубам у воспитательницы есть чудо-коряга. Этим-то посохом она и вершит наказания яростные за провинности безобразные. Рассказывая о своей миссии мистеру Брауну, няня приводит список из пяти правил для каждого ребенка. Вскорости малыши начинают усваивать уроки взаимопонимания, толерантности, да и все в доме устраивается как нельзя лучше.
Вот один из немногих случаев, когда перевоплощение актера оправдано фильмом. Ни "Машинист", ни "Монстр" не компенсировали муки Кристиана Бейла и Шарлиз Терон. А "Моя ужасная няня" чудо как хорош. Фильм предсказуем, но его предсказуемость вроде уверенности, что в пять часов по Гринвичу будет чай. И чай действительно будет. За пять лет написания сценария-адаптации бессюжетного старого детского романа Кристианы Бранд Эмма Томпсон вычистила все ненужности, оставив выпуклыми характеры. Пришлось, правда, пожертвовать оригинальным именем няни — Матильда, дабы не возникало ассоциаций с одноименным произведением Роальда Даля.
Молчаливая Макфи цитирует, кажется, все детские английские книжки и, кажется, все детские английские сказки с их странным саркастическим пространством. Хотя отчего-то это не выглядит игрой в постмодернизм со взрослыми, на каникулах заглянувшими с ребенком в кинотеатр. Все цитаты сделаны мягко, почтительно и издалека: вот скатывающееся платье няни по лестнице оживляет первую строчку из "Винни-Пуха", а начальные титры вызывают аллюзии со знаменитым мультфильмом про Питера Пэна. В мире "Моей ужасной няни" коллега мастера Безенчука интересуется здоровьем у покойника, а конопатый вундеркинд под артобстрел яйцами кухарки мастерит всамделишную бомбу. Английский холод здесь не холоден, сухость не та, чтоб облизывать губы, а консерватизм не кажется поросшим мхом. Няня Макфи почтительна и к пустому креслу миссис Браун и, верно, обезоруживает охламонов не столько волшебной палкой и немигающим взором, а спокойной улыбкой, за которой стоит давняя-давняя история. И в истории этой все давным-давно сказано: меч будет вынут из камня, а рыцари соберутся за круглым столом, и все пойдет своим чередом.
Ходят слухи, будто ради этого фильма Эмма Томпсон отказалась от съемок в очередной экранизации романа Джейн Остин "Гордость и предубеждение"/Pride And Prejustice (совершенно безвозмездно, впрочем, осуществив сценарную заготовку), а для Анджелы Лэнсбери роль тетушки Аделаиды стала первой киноработой более чем за двадцать лет. Что ж, Эмма Томпсон пять лет создавала сценарий и разрабатывала внешний вид героини, вдохновляясь иллюстрациями Эдварда Ардиццоне к "Няне Матильде". Было из-за чего рисковать. Хотя, нужно отметить, против Джейн Остин у Кристианы Бранд никаких шансов — истории про няню в самой Англии никому не известны. Матильду затмила Мэри Поппинс. Тем громче аплодисменты прозорливости и геройству создателям фильма.
Александр Свианадзе, InterMedia