"ПИТЕР FM": ВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ
Есть на земле чудесный город — Санкт-Петербург. И, залитый щедро светом, нежно-весенний, он столь прекрасен, что Всевышний, видимо, решил выдать этому городу карт-бланш на устроение судьбы Маши (Екатерина Федулова) и Максима (Евгений Цыганов). Маша — ди-джей на радиостанции "Питер FM" и в промежутках между чрезмерно коммерческими песнями говорит всем, в том числе и Максиму, небанальные глупости. Маша вот-вот выйдет замуж за собранного, словно Щелкунчик, Костю (Алексей Барабаш) — любителя серых костюмов. У Максима образование и талант архитектора, он метет улицы ради дармовой комнаты и влегкую насвистывает песню "Аквариума" "2-12-85-06". Максиму сунула хвост в руки удача в виде усатого бюргера, сулящего карьеру в Берлине, но тот — по прописке из Нижнего — слишком полюбил Питер. И есть за что полюбить этот город. Отчаявшись заставить Машу уронить платочек, а Максима его поднять, Питер выкидывает из рукава козырь: Максим находит оброненный радиоведущей мобильник.
Кто-то мне доказывал, что это Москва — единство противоположностей, а в Санкт-Петербурге захочет жить только петербуржец. Дескать, девушка, переезжающая из Москвы в Питер, уже в столице была петербурженкой. Но, право, после такого фильма любой человек захочет жить в промозглом городе трех революций, где туберкулез и Достоевский и ветер с Финского залива. В фильме нет Федора Михайловича, зато дети называют "золушкой" девушку со слетевшей сандалией, коты раскорячивают лапы, спускаясь по лестнице, и, широко улыбаясь, ходит с контрабасом Владимир Волков. Добрый Петербург Оксаны Бычковой (кстати, дебютировавшей этой лентой) даже укроет в Страстную неделю за пазухой, чтоб без греха поцеловаться. Город разукрасился акварелью и одолжил себя милому весеннему пустячку. После картины охота кинуть в рюкзак "Мою легендарную девушку" Майка Гейла и отправиться на маевку в Поповку. Пережить, конечно же, кучу приятностей и забавностей, которые, однако, скоро выветриваются из памяти. И уже зимой за глинтвейном в кабаке вспоминаться будут не нежные пространства фильма, а, например, распятие Иисуса под "Ой ты, степь широкая" у Пазолини. Но для весны "Питер FM" самое то. Неспешно снимавшийся, он вышел внимательным к мелочам. Эти детальки умиляют, их хочется рассматривать, но они не вызывают восхищения, как стальные пломбы у Шарлоты Рэмплинг в "Ночном портье". Увлекшись шестеренками и камео всевозможных кинознаменитостей (к бутылке с выпивкой гастарбайтером тянулся Александр Хван), авторы порой, впрочем, забывают о подзаводе главного механизма — истории о потерянном телефоне. Ход с неудавшейся встречей повторили дважды. Но, к части создателей, когда фильм начинает уже немножко утомлять, сценарий выкидывает такой финт, после которого Рауль Дьюк непременно бы воскликнул: "Посмотри, что Христос с нами сделал!"
"Питер FM" сравнивают с "Прогулкой" Алексея Учителя. Из "Прогулки" взяты Евгений Цыганов, Фонтанка, хождения-брождения и на щепотку Павел Баршак и Кирилл Пирогов (который здесь выступил и в качестве композитора). Вряд ли такие сравнения уместны. Другое в "Питере" солнце. В "Прогулке" город выглядел родным, но и отстраненным; европейским, но и с азиатской диковинкой. Вроде безобидного родственника, днем танцующего гопак, а по ночам штудирующего Алистера Кроули. Город Оксаны Бычковой нарисован пальцем теплыми красками, он вовсю западноевропейский, он манит, не держа фигу в кармане, в нем, наконец, живут очень красивые люди. Никаких квадратов черных, никаких Андреев Белых, забудьте. Свет.
Александр Свианадзе, InterMedia