АЛЕКСАНДР СОКУРОВ ДОВЕРЯЕТ "ЦИФРЕ", НО НЕ ВСЕМ, КТО С НЕЙ РАБОТАЕТ

Конференция, посвященная первому юбилею цифрового кино в России, прошла в Центре международной торговли в рамках выставки "Cinema Production Service" 30 марта. В ней приняли участие руководитель компании UMP Рауф Атамалибеков, Антон Кель ("Ассоциация профессионалов цифрового кино"), Алексей Бобров ("Рекун-ТВ"), Сергей Иванов (киностудия "Берег"), Матвей Шац (кинокомпания Deluxe, США), а также представители крупнейших компаний-производителей Sony, Carl Zeiss, Fujinon, Apple. В записи были показаны интервью с Александром Сокуровым и Валерием Тодоровским. Г-н Сокуров, в частности, сказал, что показанные на Каннском фестивале две версии "Русского ковчега" - в обычном виде и в формате HighDefinition - это разное кино. Каждое имеет свою привлекательность. Фильм в киноверсии более мягкий, более отстраненный, он обладает большим ароматом какой-то художественной недосказанности, а "Ковчег" в цифровом виде — "более реальный".
Так все-таки, цифра или пленка? В некоторых случаях применение цифрового формата оправдано сложностью режиссерской задачи — как, например, в картине "Солнце", где эти технологии позволили режиссеру довести до совершенства цветовое и световое решение пространства в кадре. А Матвей Шац заявил, что такие картины, как "Звездные войны" или "Дневной дозор", нельзя снимать иначе, кроме как на HD. Александр Сокуров, в свою очередь, отметил, что, вне всякого сомнения, сейчас можно снять современный фильм без использования цифровых технологий — как это делает, например, Кира Муратова. По всей видимости, художественные и технологические возможности пленочного процесса еще далеко не исчерпаны, пленочное производство продолжает жить, несмотря на появление цифрового. Монтаж цифрового материала на съемочной площадке, как в фильме "Охота на пиранью", позволяет сильно сократить постпродакшн. Но, говоря о роли новых технологий, есть над чем задуматься. С одной стороны, это устойчивость техники к неблагоприятному климату, экономия бюджета и возможность для продюсера сделать несколько монтажных версий для кинопроката, ТВ и видео, а также проекты интерактивного кино, где Ди Каприо в финале "Титаника" будет-таки спасен. Но тут уже возникает другой вопрос: связано ли применение "цифры" с художественной ценностью фильма? По мнению Валерия Тодоровского, "самое главное — идеи, творчество, и неважно, какими инструментами ты пользуешься - чем они лучше, тем это более замечательно".
Технологические проблемы, по словам Алексея Боброва, связаны с тем, что не хватает объемов, скорости, здесь пока есть проблемы с цветовым диапазоном. Кроме того, негде это цифровое кино показывать. Александр Рубин (компания "КиноМедиа") затронул тему альтернативного контента: "Зрители готовы к тому, чтобы смотреть что-то другое, чем анонсированные одни и те же три-четыре фильма, которые идут во всех кинотеатрах, хотя, опять же, нельзя достать в России цифровую версию голливудской ленты". Иллюстрацией к сказанному об альтернативном контенте служили отрывки из трансляций спортивных соревнований, модных показов, церемоний награждений. По словам Антона Келя, в России не хватает достоверной информации о цифровых технологиях, как не хватает институциональной базы для развития специалистов. Как сообщил Роман Мокров (кинокомпания UMP), "многие продюсеры не знают о том, что в России есть лаборатории, которые более двух лет делают перевод с HD на пленку, и не нужно для этого ехать ни в Швейцарию, ни в Польшу". Александр Сокуров по этому поводу заметил, что российская специфика работы с цифровыми технологиями - это "зачастую полуграмотное высокомерное отношение к своим обязанностям тех молодых людей, которые сидят за компьютером и работают с изображением. Многие из этих людей не очень хорошо подготовлены технически, знают только свой узкий участок работы, не знают языков или знают очень слабо, имеют слабую эстетическую подготовку".
"Война форматов" может быть разрешена путем гибридизации традиционных и цифровых технологий. Например, используется метод, когда все снимается на пленку, потом оцифровывается, сканируется, обрабатывается, потом снова загоняется на пленку. И все же есть в среде кинематографистов некоторое недоверие к "цифре". В связи с этим принято решение о создании Ассоциации профессионалов цифрового кино, инициаторы которого (среди них - компании UMP и HDivision) рассчитывают заставить специалистов по-новому взглянуть на формат HD.

Последние новости