"ПРЕДЛОЖЕНИЕ": ДИКИЙ, ДИКИЙ КЕЙВ
Свой городок на австралийской равнине английские переселенцы устроили по точному подобию американского "Дикого Запада": тюрьма, отель, салун — декорации грязной, неустроенной и бессмысленной жизни. Вдобавок еще и полупомешанный маньяк Артур Бернс (Дэнни Хьюстон), запугавший немногочисленное население грабежами, насилием и разбоем. Представитель властей капитан Стенли (Рэй Уинстон) берет в заложники двух братьев чудовища Бернса и ставит среднего брата Чарли (Гай Пирс) перед суровым выбором: за избавление горожан от старшего братца он готов выпустить из тюрьмы младшего. Для Чарли это предложение оборачивается невыносимой дилеммой: убить ли собственноручно страшного, но все-таки брата старшего или оставить на растерзание отнюдь не сентиментальным колонистам нежизнеспособного младшего? Добро, в конце концов, одерживает верх, но не безоговорочно: оно омыто такими реками крови, что уже с трудом опознается среди разгула жестокости и зла.
Незамысловатый сюжет мог бы стать приговором немудреному вестерну с налетом австралийской экзотики эпохи первых переселенцев — вместо узнаваемых индейцев папуасы-аборигены, знающие отчего-то значение умного слова "мизантроп", вместо тупого шерифа - вполне человечный капитан Стенли. Козырная карта фильма — сценарист Ник Кейв. Дело вовсе не в том, что поэт, певец и артист Кейв - фигура культовая, а в том, что в этом давно им задуманном и выстраданном фильме о своей малой родине он остается верен своей главной творческой идее: наш мир — это преисподняя, но даже с ее дна тянутся к солнцу тонкие ростки торжествующего добра. Эта мысль передана в картине с очаровательной наивностью (впрочем, весьма органичной для пионеров австралийских прерий), а потому не нарушает поэтическую пластику сюжета: людская злоба и звериная жестокость противопоставляются удивительным по красоте пейзажам пустынной Австралии (отличная работа оператора Бенуа Деломма), тихому уюту семейной жизни капитана Стенли и лирическому образу героини Эмили Уотсон (жена капитана Стенли), заплутавшей в своих моральных предпочтениях и вечных категориях добра и зла. Умопомрачительного саундтрека поклонники Кейва не дождались: музыка к фильму так точно вплетена в фабульные мотивы, что практически растворяется в них и становится неотъемлемой частью ленты, одним из его героев. Кейв осознанно не желал "перетягивать одеяло на себя", а Хилкоут чутко уловил лаконичность сюжета, не совпадающую с обычной мощной волной музыки Ника Кейва. Основная прокатная прелесть "Предложения" - удачный симбиоз жанра: картина не чужда интеллектуалам от "другого кино", необходима знатокам творчества Ника Кейва и ничуть не скучна для любителей классического вестерна и обычного экшна.
Дарья Евдочук, InterMedia