АЛЕКСАНДР ПОНОМАРЕВ: "ДОСТАТОЧНО ОДНОЙ РАДИОСТАНЦИИ, ЧТОБЫ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ РОК-МУЗЫКАНТОВ"
"Мне кажется, что сейчас рок-музыки как таковой просто нет. Есть римейки, ремиксы — называйте, как хотите, — того, что было раньше. Любая, даже самая популярная сегодня рок-группа может играть года два-три, не больше. Все идеи сегодняшней рок-культуры заимствованы из ее первоисточников. В каждом столетии есть взлеты и падения поэзии, литературы и искусства вообще. То же самое, как мне кажется, происходит с рок-музыкой сейчас. Она превратилась просто в некий музыкальный фонд и стала явлением именно массовой культуры - и ничем более. Самые смелые идеи рок-музыкантов сегодня очень быстро превращаются в ничто, как жевательная резинка или карамель".
(О СЛОЖНОСТЯХ В ПРОФЕССИИ ПРОДЮСЕРА)
"Самое трудное — работать с действительно талантливой группой, которая еще неизвестна. Сейчас очень сложно найти правильную, нужную песню, при помощи которой надо представить группу широкой аудитории. Так называемая стартовая песня является своего рода музыкальным товаром, имеющим чуть ли не самое главное значение. Она не должна быть, с одной стороны, произведением искусства, иначе ее вряд ли поймут многие, но и не должна иметь при этом прямое отношение к поп-музыке. Главное — почувствовать то, какая именно песня может вызвать действительно большой интерес, что, поверьте, очень трудная задача. Кроме того, любой артист на самом деле — весьма тонкий по своему характеру человек. Его поведение иногда просто невозможно предугадать. Когда музыкант становится звездой, ему может прийти в голову все что угодно. Прежде всего (и чаще всего) — это мысль забыть о своем собственном продюсере. Но сегодня ситуация такова, что без поддержки "мощного паровоза", каким и должен быть музыкальный продюсер, музыканту просто не обойтись, насколько бы популярен он ни стал. Многие этого не понимают".
(МОЖЕТ ЛИ ОПЫТНЫЙ ПРОДЮСЕР РАСКРУТИТЬ ЛЮБОГО АРТИСТА)
"Скорее всего. Правда, как показывает время, все равно ненадолго. Для меня основой всей моей работы является то, насколько сильно заинтересовала меня музыка той или иной группы. Если я чувствую, что смогу донести ее буквально до каждого дома или подъезда, только тогда у меня появляется по-настоящему сильное желание работать. Ведь все-таки музыка — это нечто особенное, а не обычная торговля. Как мне кажется, без интуиции и некоторого авантюризма современному продюсеру не обойтись".
(СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ "ФАБРИКИ ЗВЕЗД")
"Таков менталитет нашего народного большинства — то, что ему показывают изо дня в день, он и считает лучшим и самым популярным. У нас по-прежнему очень велика сила телевидения. А оно вместе с радио буквально отлучает людей от нормальной музыки. Каждая станция или телеканал ссылаются при этом на так называемое тестирование или рейтинг. Скорее всего, интересных рок-исполнителей в таких списках попросту нет. А ведь для того, чтобы действительно хорошая музыка была популярна, надо, чтобы она звучала в эфире.Но в эфире пока — целый поток или даже некая лавина хорошо поставленной на конвейер околомузыкальной продукции, макулатуры. Кроме того, в нашей стране всегда была весьма сильная склонность именно к той музыке, которую сегодня стали называть популярной, или попсой. Тем не менее мне кажется, что через некоторое время начнется некоторое отторжение от этой "музыки" просто потому, что ее крайне часто передают по тому же телевидению. Людям захочется наконец чего-то действительно настоящего…"
(КОГДА РАБОТАТЬ БЫЛО ЛЕГЧЕ — РАНЬШЕ ИЛИ СЕЙЧАС)
"Раньше было легче работать потому, что не было никаких проблем поставить на радио действительно талантливую песню. Тогда не было "железобетонных" форматов, которые определяют сегодня политику буквально всех музыкальных радио- и телеканалов. И вообще было меньше суеты… Хотя количество денег, которые ты мог заработать, было примерно в пять раз меньше, чем сейчас".
(ЧТО ПОМОЖЕТ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ РОК-МУЗЫКАНТОВ)
"Всего лишь одна радиостанция, полностью независимая от каких бы то ни было внешних причин. Например, от влияния популярной музыки, рекламы, так называемых учредителей или околомузыкальных деятелей шоу-бизнеса, имеющих сейчас огромную власть, от всех этих проектов типа "Фабрики звезд" и так далее. У людей сейчас просто нет выбора. Есть только восемь радиостанций, из которых шесть или семь имеют примерно один и тот же формат вещания, то есть передают одну и ту же музыку. Все это уже невозможно слушать. Дайте людям хотя бы один глоток чистого воздуха, и все изменится в лучшую сторону. Правда, честно говоря, то, на какие деньги такая радиостанция сможет существовать сейчас, — это очень и очень трудный вопрос. Кроме того, хорошая музыка должна быть защищена юридически. Так будет, например, если выйдет, наконец закон, полностью запрещающий петь под фонограмму.
(О ФОНОГРАММНЫХ КОНЦЕРТАХ)
"Любое исполнение под фонограмму - это издевательство над зрителями, которые пришли на концерт, и попросту воровство. Потому что человек (зритель) купил билет на концерт, а слушает вместо этого запись. Для настоящего музыканта выступление под фонограмму — это что-то вроде самоубийства".
(ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ПРОДЮСЕРОМ И АРТИСТОМ)
"У нас до сих пор нет законов, регламентирующих отношения между продюсером и артистом. Продюсер не может быть в силу своей профессии настоящим другом или товарищем музыканта, точно так же он не может быть просто человеком, занимающимся всеми его делами, связанными с бизнесом. Ведь хороший продюсер любит музыку не меньше, чем сам музыкант… Часто получается так, что сначала продюсер помогает музыкантам в их творчестве, а после их успеха остается практически ничем не защищенным".
("Новая газета", 06.04.06)