"Х.З." - "БЫЛА БЫ ЖИЗНЬ"

"Попа бегемота рекордз". Релиз диска состоялся в марте.
Сверившись со списком песен, вы не обнаружите в нем знакомых названий: наши плодовитые друзья из группы "Х.З." сочинили 41 новую композицию, которые по традиции звучат около минуты или того меньше. Свежая пластинка станет хорошим подарком любителям соленого русского языка и раздолбайского подхода "забейцев" к своему искусству. В то время как нормальные музыканты сочиняют песни, то есть придумывают две основные темы и повторяют их несколько раз в течение трех-пяти минут (это называется куплеты и припевы), Бегемот, Алексей Заев и Карабас к каждому шальному четверостишью, пришедшему в голову Бегемоту, придумывают мотив и аранжировку — для слушателя им ничего не жалко. Знакомство с новым творением "Х.З." требует некоторой усидчивости: чуть отвлекся — пропустил несколько песен, в которых наверняка были пара остроумных строк и случаев виртуозного использования ненормативной лексики. Пластинка "Была бы жизнь" производит впечатление менее кустарной по сравнению с ранними альбомами "Х.З.". Здесь есть и относительно богатые инструментальные проходы, и серьезные углубления в разные музыкальные жанры, и солидное количество добровольных подпевщиков во главе с Найком Борзовым и Марьей Искусницей (хотя инкогнито этой постоянной бэк-вокалистки "Х.З." уже раскрыто, в буклете Марина Хлебникова по-прежнему значится под своим псевдонимом). Тем не менее все эти навороты не отвлекают от главного и не разрушают атмосферу песен группы. В них, как и раньше, нет никакой агрессии, и добрая пофигистская улыбка, с которой Карабас поет даже самые кровавые строки, угадывается даже без видеоряда. Если сравнивать "Х.З." с другими исполнителями, использующими русский устный (и прославившимися во многом благодаря этому), нельзя не отметить, что коллеги зачастую применяют мат по прямому назначению — чтобы выругаться, сбросить отрицательную энергию. А у Бегемота и Карабаса это — всего лишь языковая игра, оттеняющая богатейшие возможности инвективной лексики при умелом ее использовании. Кстати, в буклете, изобилующем смешными картинками, содержится еще несколько четверостиший, не уместившихся в альбом: в отрыве от музыки они действительно могут показаться чересчур похабными, но мягкая манера исполнения на диске сглаживает это ощущение — остается только вместе с авторами радоваться хорошим шуткам, пусть даже в жанре черного юмора.
Какие-то произведения с альбома "Была бы жизнь" наверняка разойдутся на крылатые цитаты, хотя из-за описанной выше щедрости "забейцев" вычленить их сразу затруднительно — все-таки 41 трек, и в тексте каждого из них, поверьте, кроется смысл. Попробуем указать на песни, которые лучше не пропускать: "Нокиа" с равнодушной мелодией в духе Лаэртского; кантри-порно-хоррор о взаимоотношениях с дантистами "В кабинете"; "Не напрасно", целую минуту притворяющаяся лирической песней без стеба, но потом все же раскалывающаяся; "Расставанья" - исключительно натуралистичная любовная лирика; сверхкороткий игривый "Интерес" с женским вокалом; "Обидела" - опять-таки нежнейшая вещь от дамского лица с забористым текстом ("осторожной походкой хрупкой ты подкрался ко мне, чуть дыша, задрал мою ногу и юбку и вы…б меня не спеша"); философский вальс "Я глубоко"; "Тургенев любил", открывающая неизвестные стороны отношений писателя со своими крепостными; эротическая фантазия "Колобок"; блюз "Я вас"; замаскированный под русский рок "Санитар"; шансон "Надкусил"; бардовский романс "Претензия"; абсурдистско-безумная "Муза"; фолк-страдание "Заноза". Из стишков Бегемота, которые попадаются между песнями, можно отметить "Лифт". Если оставить на диске только перечисленные треки, получится почти гениальный, дико смешной, 15-минутный альбом.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости