"V" ЗНАЧИТ ВЕНДЕТТА": ДИССИДЕНТЫ, ВПЕРЕД!

Премьера футуристического памфлета "V" значит "вендетта" (V For Vendetta, США-Германия, 2005, режиссер - Джеймс Мактиг, в ролях - Натали Портман, Хьюго Уивинг, Стивен Ри, Стивен Фрай, Джон Харт, Тим Пиготт-Смит, Шинейд Кьюсак) состоялась в кинотеатре "Октябрь" 11 апреля.
Не выдержав тягот всемирной борьбы за демократию, Америка пала в войне за свободу тоталитарной Британии. Жители туманного Альбиона, напуганные терактами и птичьим гриппом, проголосовали за бывшего министра обороны Сатлера (Джон Херт), принявшего титул канцлера. Во имя спокойствия и безопасности в стране отменены демократия, свобода слова и совести, однополые браки и расово чуждые иммигранты. Брызжущий слюной обозреватель правительственного телевидения призывает на все эти богопротивные мерзости кару небес, называет США "ссученными шлюхами" и желает припомнить им "Бостонское чаепитие". После вечерних новостей наступает комендантский час, а незадолго до того одинокая безответная Иви (Натали Портман) отправилась в гости к дяде (Стивен Фрай). В глухом переулке девушку задержали трое в штатском и, предъявив некие служебные удостоверения, повели насиловать в подворотню. Где и были немедленно порезаны внезапно появившимся "ужасом, летящим на крыльях ночи" в плаще и шляпе (Хьюго Уивинг). Он как раз проходил мимо, по дороге к месту совершения первого теракта, призванного ускорить наступление демократической революции. Восхищенная Иви становится его сторонницей. За нашу и вашу Свободу!
А также "пьерестройка — карашо, железный порядок — плехо", и прочие сентенции "цветочных" революций, которые составляют, на первый взгляд, удивительно шаблонный мессидж этой картины. Красная роза, оставляемая благородным мстителем на трупах убиенных им сатрапов, является одновременно визитной карточкой свободы - в противовес стилизованному под свастику христианскому кресту клерикальной тирании Сатлера. Выспренне изъясняющийся цитатами из Шекспира, ностальгически слушающий в своем подземном дворце, набитом антиквариатом, jukebox "Вурлитцер" и немного танцующий "мистер V", чья судьба всегда быть в маске, кажется нелепой помесью Призрака оперы и Зорро. Однако персонаж не так-то прост! Выясняется, что он плод чудовищных экспериментов по выведению новой, не склонной ко греху, расы. Засыпав во рвах хлоркой трупы тысяч диссидентов, последователи доктора Менгеле создали в результате мутанта, наделенного сверхспособностями, одержимого одной, но пламенной Идеей — восстановить в Британии демократию. При этом сам V избрал своим кумиром Гая Фокса (чью маску и носит), который в 1605 году собирался взорвать здание Парламента и свергнуть протестантскую тиранию Джеймса I. Правда, целью Фокса была отнюдь не демократия, а католицизм, но ведь главное в этом деле — не быть быдлом, бороться! И вот V готовится довести дело Гая до конца. Попутно выясняется, что он совершенно прав — у власти стоят редкостные подонки. Злобный телеведущий — бывший военный преступник, комендант лагеря смерти, архиепископ Кентерберийский состоял при нем капелланом и практикует в келье педофилию. Очень удобно, когда твои идеологические противники являются средоточием лжи и пороков.
Нетрудно заметить, что фильм снимался в год 400-летия Порохового заговора, что дает возможность предположить куда более сложную, чем пропаганда демократической революции, подоплеку. Вместе с тем в комиксах Дэвида Ллойда и Алана Мура 1988 года, по мотивам которых снят фильм, изначально никакого Фокса не предполагалось, и он был введен лишь как удачная "фишка". Достаточно запутанной является ситуация и со сценаристами (а по слухам, и сорежиссерами) Ларри и Энди Вачовски. Сценарий был ими написан еще до "Матрицы", а не после. В "Вендетте" напрочь отсутствуют какие-либо спецэффекты (точнее, они совершенно незаметны), а большая часть изрядно затянутого действия состоит из занудных монологов и диалогов, полных общих мест. Идущий по следу V инспектор Финч (Стивен Ри) напоминает аналогичных персонажей из советского кино о прогнившей буржуазной системе. Лишь однажды кажется, что действие будет перевернуто и возникнет хоть какая-то интрига, но ничего опять не произойдет. Остается неясным, не только для чего, но и для кого снят этот фильм. Для пропаганды либерализма он чрезмерно, дубово нарочит, для сатиры на пропаганду "демократических" революций слишком серьезен, для анархистов - слишком вял. Остаются интеллектуалы, для них в фильме есть огромное количество аллюзий, пища для бесконечных предположений, поисков политических, исторических и культурологических цитат. Ну, и русские люди — приятно, наверное, посмотреть, как взрывают с фейерверками британский Парламент и здание суда Олд-Бейли под увертюру "1812 год" Петра Ильича Чайковского.
Борис Гришин, InterMedia

Последние новости