"ЧТО СКАЖУТ ЛЮДИ": КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
(People Will Tell, США, 1951, режиссер - Джозеф Л. Манкевич, в ролях - Кэри Грант, Джинни Крэйн, Хьюм Кронин, Финлей Керри, Уолтер Слезак, Бэзил Ройсдейл.)
"Профессор, вы - единственный, кто произносит слова "злокачественная опухоль", как другие произносят: "Бинго!" - зло иронизирует доктор Ной Преториус (Грант) над одним из своих малоприятных коллег по медицинскому колледжу. Весь персонал клиники давно уже разделился на две враждующие половины. Фракция "дока" Преториуса считает, что любая болезнь лечится простым человеческим участием, самозабвенно забавляется игрушечной железной дорогой и в составе симфонического оркестра исполняет композиции Брамса и Вагнера. Более ортодоксальной когорте медиков такое поведение, мягко говоря, не по нутру. Один из сослуживцев Преториуса, патологоанатом Родни Элуэлл (Хьюм Кронин, зверь-тюремщик из "Грубой силы" Жюля Дассена), начинает рыться в прошлом доктора, где явно должна содержаться какая-то зловещая тайна. Не раскрывая все секреты биографии "целителя и чудотворца", заметим, что все для него закончится наилучшим образом: придумать для фильма с участием Кэри Гранта несчастливый финал ни один из снимавших его классиков мирового экрана за всю историю кино так и не решился. Ибо подобное игнорирование зрительских запросов распугало бы всю зрительскую аудиторию, особенно ее женскую часть.
Многие десятилетия Кэри Грант служил знаком стабильности, любое его появление на экране подчеркивало, что наш безумный мир еще не окончательно сдвинулся с места. Повеса, светский лев, помешанный на спиритизме и прочих модных суевериях многоженец, он был особенно хорош в искрометных комедиях Говарда Хоукса и Джорджа Кьюкора ("Воспитание крошки", "Филадельфийская история"). Талант этих постановщиков вскоре привел к неадекватному восприятию любых экранных появлений Кэри Гранта; даже когда актер пытался изобразить некий "серьезный" характер (как это было в слезливых мелодрамах "Только одинокое сердце", "Плавучий дом" и "Незабываемый роман"), он все равно вызывал улыбку, добрую, но скептическую: "Шут гороховый!" Рассказывают, что подобную реакцию вызывают у японцев и фильмы Такеши Китано: жители Страны восходящего солнца, привыкшие ежедневно видеть "Бита" Такеши в юмористическом телешоу, уже не могут без хохота воспринимать ни "Фейерверк", ни "Брата якудзы". Возвращаясь к Кэри Гранту, отметим, впрочем, что, в отличие от драматической судьбы Китано, весь жизненный путь этого артиста и впрямь выглядел совершенной нелепицей.
Фильм Джозефа Манкевича находится как раз посередине между каким-нибудь уморительнейшим "Я был военной невестой" и сентиментальными лентами "про любовь". Манкевич - один из титанов прежнего, ушедшего в прошлое Голливуда, подобно Хоуксу, Хьюстону или Кьюкору, способный работать в совершенно разных жанрах. Более всего ему удавались разоблачительные истории о жестоком мире "работников искусства" ("Босоногая графиня", "Все о Еве") и стильные рафинированные детективы ("Игра навылет"). Менее интересными получались мюзиклы ("Парни и куколки" с Брандо и Синатрой) или странные полукомедии, наподобие этой. В основе фильма "Что скажут люди" лежит довольно-таки унылая пьеса Курта Герца "Доктор Преториус". Сюжет, построенный в том числе и на такой малоинтересной теме, как беременность главной героини, время от времени пробуксовывает, в конце концов, однако, вдруг превращаясь в захватывающее корпоративное разбирательство - своего рода вариант судебной драмы. И здесь становится ясно, что картину Манкевича безусловно стоит смотреть. Хотя бы ради успокоения и поднятия настроения. Уж в чем-чем, а в этом великий утешитель, симпатяга Арчибальд Лич, более известный миру как Кэри Грант, что ни говори, знал толк и был таким же непревзойденным специалистом, как и его "док" Ной Преториус - в области исцеления больных.
Борис Белокуров, InterMedia