"ЗОЛОТУЮ МАСКУ" ПО ТРАДИЦИИ ВРУЧИЛИ В НОВАТОРСКОМ СТИЛЕ
XII церемония награждения ежегодной национальной театральной премией "Золотая маска" состоялась 17 апреля на Новой сцене Большого театра (список лауреатов — см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Нынешний фестиваль проходил под девизом "Традиции и новации", и это сказалось на драматургии торжественного вечера. В традиционную церемонию было внесено три новшества, о чем поведали с самого начала ведущие — певица Мария Максакова и актер Игорь Гордин. Во-первых, организаторы решили, что "Золотую маску" в этом году должен получить каждый, в связи с чем бумажные копии "масок" выдавались всем присутствующим при входе. Вторая новация была обусловлена, по словам ведущих, тем, что "мы живем в век высоких технологий", поэтому оглашение лауреатов путем вскрытия конвертов решено было отменить. Вместо этого имена победителей "объявлял" оракул — анимационная золотая маска на интерактивном экране. Третье новшество было связано с решением объединить победителей "по их театральным профессиям", в результате чего изменилась традиционная последовательность церемонии, ранее ориентированная на жанры (опера: спектакль, работа режиссера, дирижера и т.д.; балет: спектакль, работа хореографа, лучшая женская и мужская роль и т.д.), а в этом году — на формы (лучший спектакль: опера, балет, драмтеатр и т.п.; лучшая работа режиссера: опера, балет, драмтеатр и т.д.). Постановку праздничного спектакля, совмещающего традиции и новации, модерн и классику, высокие технологии и театральную условность, реализовал Дмитрий Берман в неизменном творческом тандеме с Владимиром Понькиным. Феерическое действо с применением компьютерной анимации, яркой световой палитрой, мыслимыми и немыслимыми костюмами, строгими дефиле и экспрессивными современными танцами, беспроигрышным бертмановским ноу-хау "Сцены оперных смертей" и задушевной "Summertime" в исполнении Ларисы Долиной и т.п., было озаглавлено "Ночь в опере". Как обычно, по решению высоких судей в список номинаций были внесены изменения. Так, например, после объявления номинации "лучшая работа дирижера", за победу в которой состязались Александр Ведерников и Владимир Понькин, маска-оракул оповестила заинтригованных этим дуэтом зрителей, что "премия в этой номинации не присуждается". Тот же исход ожидал "лучшую мужскую роль" в опере — здесь друг другу противопоставлялись уфимский Папагено Владимир Копытов и пермский Хозе Сергей Перминов. Зато музыкальное жюри в лице его председателя Владимира Васильева вручило два спецприза двум главным российским театрам за два самых "громких" спектакля сезона (чтобы никому не было обидно) — "Тристан и Изольда" Мариинского театра ("За музыкальное событие сезона 2004-2005") и "Дети Розенталя" ГАБТа ("За инициативу в развитии современной российской оперы"). "Я не припомню других композиторов, которые держали бы "Маску" в руках, потому что они все уже умерли", - поделился вышедший вместе с гендиректором театра Анатолием Иксановым композитор Леонид Десятников. "Я не очень понимаю, как делить эту "Маску", и у меня есть желание разбить ее на тысячу кусочков, чтобы они достались всем — руководству, артистам, - вплоть до обворожительных сотрудниц охраны, которые защищали нас от злых фей из Государственной думы", - резюмировал Десятников, к которому чуть ранее Иксанов обратился с сердечной просьбой — не произносить слово "депутаты". Большинство лауреатов, среди которых были и маститые артисты, заметно волновались и ограничивались самыми теплыми словами благодарности, звучавшими в этот вечер на разных языках. Режиссер Ален Маратра сообщил, что "никогда в жизни не чувствовал себя более русским", чем на парижском спектакле "Путешествия в Реймс". Похоже, единственным, кто чувствовал себя уверенно и во имя спасения своих коллег как мог развлекал публику, был остроумный Николай Цискаридзе. Вопреки прозвучавшей по ходу пьесы мысли, что следует открывать новые имена, а не выдавать премии одним и тем же артистам (речь шла о Валерии Гергиеве, который решил дать дорогу молодым), звездный танцор выходил на сцену трижды. "Несмотря на то, что некоторым надо самоотводиться, а кто-то устал выходить, я не устал", - сообщил он как само собой разумеющееся. Сначала Николай вручил премию Дэвиду Доусону, затем, с уточнением "я не Ян Годовский", вышел на сцену получить премию за своего коллегу, а в заключение, получая "Маску" за спектакль "Сон в летнюю ночь", расчувствовался и сказал: "Спасибо Большому театру! Спасибо, Анатолий Геннадьевич (Иксанов. — Прим. ред.), что вы купили нам этот спектакль! Для нас большое счастье играть именно в таких спектаклях, где есть что сыграть и что потанцевать".
Мария Зуева, InterMedia
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛАУРЕАТОВ ПРЕМИИ "ЗОЛОТАЯ МАСКА"
Опера. Лучший спектакль.
"Путешествие в Реймс", Мариинский театр.
Опера. Работа режиссера.
Ален Маратра "Путешествие в Реймс", Мариинский театр.
Опера. Женская роль.
Лариса Гоголевская, Изольда. "Тристан и Изольда", Мариинский театр.
Оперетта/мюзикл. Лучший спектакль.
"Ночь открытых дверей", Екатеринбургский Театр музыкальной комедии.
Оперетта/мюзикл. Работа режиссера.
Леонид Квинихидзе. "Фигаро здесь!", Новосибирский Театр музыкальной комедии.
Оперетта/мюзикл. Женская роль.
Вероника Гришуленко, Розина. "Фигаро здесь!", Новосибирский Театр музыкальной комедии.
Оперетта/мюзикл. Мужская роль.
Владимир Смолин, Скрудж. "Ночь открытых дверей", Екатеринбургский Театр музыкальной комедии.
Балет. Лучший спектакль.
"Сон в летнюю ночь", Большой театр.
Современный танец. Спектакль.
"Клетка для попугаев", Балет Евгения Панфилова (Пермь).
Балет/современный танец. Работа хореографа.
Дэвид Доусон. "Reverence", Мариинский театр.
Балет/современный танец. Женская роль.
Мария Абашова, Анна Каренина. "Анна Каренина", Академический театр балета п/р Бориса Эйфмана.
Балет/современный танец. Мужская роль.
Ян Годовский, Филострат (Пэк). "Сон в летнюю ночь", Большой театр.
Работа художника в музыкальном театре.
Семен Пастух. "Болт", Большой театр.
Специальные премии
Мариинский театр — "За музыкальное событие сезона 2004-2005 — воплощение оперы Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда"
Большой театр — "За инициативу в развитии современной российской оперы" — "Дети Розенталя" Леонида Десятникова и Владимира Сорокина