"ЗАВТРАК НА ПЛУТОНЕ": НЕ РОДИСЬ КРАСИВЫМ
Жизнь Патрика Брэйдена (Киллиан Мерфи), предпочитавшего называть себя бесполым прозвищем Киттен, с самого начала преподнесла ему обидный сюрприз, сделав подкидышем в доме провинциальной тетки. Следующие сюрпризы окружающим герой преподносил уже сам, с детства полюбив напяливать женские платьица и не желая играть в футбол. Став подростком, он нафантазировал в школьном сочинении историю своего появления на свет — мама была служанкой в доме пастора, и священник, конечно, не устоял. Возмущенные учителя выгнали юного трансвестита из школы, и бедняга отправился странствовать по родной стране — сначала с байкером, задвигавшим космологические фантазии в духе раннего Циолковского и обещавшим устроить завтрак на Плутоне, самой далекой от Солнца планете. Потом — прибившись к фолк-группе, лидер которой стал для Киттен (-а) первым любовником, но связался в итоге с бойцами ИРА. И Киттен отправился дальше, в поисках настоящей любви, сквозь бури и ветер, к единственной маме на свете. Которая, по мнению бедолаги, затерялась где-то в Лондоне.
Новая работа Нила Джордана, автора проникновенного "Интервью с вампиром", является экранизацией романа Патрика Маккейба; действие книги происходит в Британии 70-х годов. Городок в Северной Ирландии, где под музыку группы Dubliners проходят демонстрации воинствующих католиков, Лондон эпохи глэм-рока — счастливое невинное время, когда кого-то мог шокировать юноша, ведущий себя как девушка. Киттен, что характерно, не гомосексуалист, а простая ошибка природы, и для обретения гармонии с окружающим миром ему требуется лишь хирургическая перемена пола. История этого "гадкого утенка" разбита на главы как бы его собственных воспоминаний, без пафоса и обид повествующих о злоключениях не лишенного обаяния изгоя. Легкий абсурдистский юмор, с которым снят фильм, несколько однообразен и в основном касается очевидной смехотворности нелепых манер героя. Между тем Киттен вовсе не навязывает никому своих проблем и не обвиняет "жестокое общество". Его отзывчивость, жизнелюбие и адекватность невольно заставляют проникнуться симпатией, даже сочувствием к незадачливому трансвеститу. Постоянно нарываясь на ментальных маньяков, которых со своеобразным английским сарказмом демонстрируют создатели ленты, доверчивый малый тем не менее ухитряется выйти сухим из воды, не без грусти констатируя: "Скажи еще спасибо, что живой". Сделанный с известным мастерством и шармом, "Завтрак на Плутоне", к сожалению, изрядно затянут, а провисающая к середине интрига мешает досмотреть его до счастливого конца многим недостаточно настойчивым зрителям.
Борис Гришин, InterMedia