АЛЕКСЕЙ ГОМАН - "ЛУЧ СОЛНЦА ЗОЛОТОГО"
Однажды моя бабушка попыталась обучить своего правнука песне из репертуара Алексея Гомана "Русский парень". Случился семейный скандал: ребенок был вовремя вырван из цепких рук престарелой родственницы, и ей было в максимально жесткой форме запрещено цитировать ему любые произведения современнее "Красной Шапочки". Бабушка, конечно, обиделась, но объяснять ей, что же такого плохого и неправильного в словах "русский парень в огне не горит" и что-то там "от пуль не бежит", было делом абсолютно бесперспективным. Вам, наверно, тоже объяснять это не нужно; ограничусь замечанием, что этим ура-патриотическим лубком на военную тему можно иллюстрировать в виртуальных толковых словарях сложное для объяснения понятия "пошлость". Ни в коем случае не желаю сладкоголосому Гоману ничего дурного, но, попади он на недельку в настоящий окоп чеченской войны — вряд ли после этого ему захотелось бы петь про не горящего в огне и не страшащегося пули русского терминатора. Бабушки тем не менее подобным песням верят, и победитель телеконкурса "Народный артист" на новом альбоме полностью оправдывает их ожидания. Впрочем, это не совсем к Гоману замечание: всЈ увеличивающийся выводок "нарартов" творит свое искусство не вполне самостоятельно, а подчиняясь стратегии, выработанной руководителями компании FBI-Music. Согласно их плану, первое время (растянувшееся уже на несколько лет) "народные артисты" должны исполнять исключительно произведения композитора Кима Брейтбурга либо одобренных им автором. Брейтбург, конечно, голова, что подтверждают его былые мощные арт-роковые сюиты для группы "Диалог", но обеспечить такое количество клиентов отборными шлягерами он явно не в состоянии. К тому же его сочинительские приемы все больше тяготеют к ретро-эстраде: успех Гомана и Панайотова среди публики старшего поколения отнюдь не случаен. Именно бабушки смотрят на канале "Россия" эстрадные концерты, в которых среди аутентичных песен их молодости звучит и новодел, не сильно отличающийся от старинных композиций стилистически. Представленные на диске Гомана дуэт с Людмилой Николаевой (это, если кто не знает, такая фольклорная в кокошнике тетя вроде Бабкиной и Кадышевой) или новая квасная композиция "Россиянка" мы (ну то есть не мы, а тот, кто это смотрит) наверняка еще услышим и увидим в упомянутых телепередачах. Песен, соответствующих понятию "поп-шлягер", в "Луче…" куда как меньше — я насчитал одну, дуэт с Машей Зайцевой "Дождь", в котором, помимо обязательного подражания певцу Юлиану, слышны и намеки на бодренький ар-эн-би.
Самое интересное, что "нарарты" в большинстве своем весьма неплохо владеют вокальным аппаратом, что вообще-то среди нынешних поп-певцов большая редкость. Алексей Гоман демонстрирует это в кавер-версиях "Звездочка моя ясная", "Луч солнца золотого", "Слаще шоколада" (оригинал когда-то пел Пупо) и "Луна и текила" (в прошлой жизни - "Taka Takata"). Слушать эти чисто спетые треки очень приятно, особенно "Звездочку", димабилановское исполнение которой до сих пор вызывает ломку более сильную, чем сценические телодвижения г-на Билана. Начинаешь фантазировать, какого эффекта мог бы добиться голос Гомана в сочетании с менее замшелым песенным материалом. Однако эти рассуждения пока остаются лишь умозрительными: продюсеры почему-то не торопятся разбавлять старушечью аудиторию "русского парня" его ровесниками и не привлекают к работе над альбомами своих подопечных современно мыслящих авторов.
Алексей Мажаев, InterMedia