В "ГЕЛИКОН-ОПЕРЕ" ИГРАЮТ РЫБЫ

Пресс-показ оперы "Русалка" Антонина Дворжака состоялся 25 апреля в "Геликоне на Арбате". В спектакле выступили Светлана Создателева (Русалка), Николай Дорожкин (Принц), Татьяна Куинджи (Чужеземная княжна), Андрей Серов (Водяной), Ксения Вязникова (Баба-Яга) и др. Дирижировал датчанин Нильс Муус, в последнее время проживающий в Вене. Режиссер-постановщик Дмитрий Бертман решил показать зрителям сказку, о чем он сообщил на состоявшейся после спектакля пресс-конференции. "Надоело смотреть на улицу. Пришло время фэнтези и романтики. Мне хотелось сделать сказку, и именно такую сказку, как я увидел в детстве, впервые побывав на опере "Садко", - поделился режиссер. Пространство сцены, оформленное Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой, выглядело очень рельефно и панорамно — груда камней и всевозможных форм ракушек, постепенно переходящая в каменную стену. В этой груде "выкопали" две проруби, из которых периодически пели "классически" наряженный Водяной Андрей Серов и помахивавшая рыбьим хвостом Светлана Создателева. В сценах водного царства велика была роль художников по свету (Александр Нилов, Денис Енюков) - светотени мягко переливались словно в хорошем клубе. Со светлой романтикой водного царства контрастировало "бытовое" оформление мира людей: впервые появившийся на сцене Принц очень напоминает подуставшего и забредшего не на ту площадку оркестранта, затем он выходит с бутылкой, в лыжном свитере и потрепанных джинсах (такие нынче принцы), гости на свадьбе кушают из пластиковых тарелок, Чужеземная княжна является довольно безвкусно одетой бизнес-леди — в золотых шароварах с побрякушками, грубых сапогах, гипердекольтированном топе, "кожаном" кардигане и с устройством "hands free".
Аллюзии с творениями художников прошлого прослеживаются не только у самого Дворжака — "Евгений Онегин" и "Щелкунчик" П.И.Чайковского, "Золото Рейна" и "Летучий голландец" Рихарда Вагнера и др. Свои параллели выдвигают российские постановщики — в частности, с произведениями изобразительного искусства. В первом действии это очень напоминающая ракушку с картины "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли раковина-гребешок размером с джакузи, куда в итоге встает преображенная Русалка. Во втором действии, когда все коллективно умирают (или засыпают, в общем, ложатся на сцену), оставшаяся в одиночестве Русалка присаживается на возвышении в позе скульптуры Бертеля Торвальдсена, находящейся в Копенгагене. Чуть ли не в вудуистском ключе решена сцена превращения Русалки в человека. Баба-Яга (по замыслу Дмитрия Бертмана, "возможно, земная мать Русалки") — молодая и красивая, одетая в стиле "Любительницы абсента", — надевает резиновые перчатки и потрошит рыбу: одновременно у Светланы Создателевой отпадает хвост, чешуя и волосы из светящихся трубочек.
Главные партии не очень удались исполнителям. Лучше всех прозвучал Андрей Серов. Особенно жаль было волшебную по музыке известную арию Русалки из первого действия. И если пение солистов можно было попытаться объяснить плохой акустикой бывшего лектория, то увязать с тем же самым маловыразительное исполнение оркестра уже сложнее, так как опера впервые прозвучала в исполнении артистов театра под управлением того же Нильса Мууса 27 ноября прошлого года в Орхусе, закрыв фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения Х.К.Андерсена.
Безмолвными актерами феерии, где по сюжету Русалка на половину спектакля лишается голоса, и ее молчание совпадает со временем пребывания в мире людей, стали золотые рыбки в круглых аквариумах, с которыми периодически выходили на сцену Водяной и хор русалок.
Мария Зуева, InterMedia

Последние новости