В "ГЕЛИКОН-ОПЕРЕ" ИГРАЮТ РЫБЫ
Аллюзии с творениями художников прошлого прослеживаются не только у самого Дворжака — "Евгений Онегин" и "Щелкунчик" П.И.Чайковского, "Золото Рейна" и "Летучий голландец" Рихарда Вагнера и др. Свои параллели выдвигают российские постановщики — в частности, с произведениями изобразительного искусства. В первом действии это очень напоминающая ракушку с картины "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли раковина-гребешок размером с джакузи, куда в итоге встает преображенная Русалка. Во втором действии, когда все коллективно умирают (или засыпают, в общем, ложатся на сцену), оставшаяся в одиночестве Русалка присаживается на возвышении в позе скульптуры Бертеля Торвальдсена, находящейся в Копенгагене. Чуть ли не в вудуистском ключе решена сцена превращения Русалки в человека. Баба-Яга (по замыслу Дмитрия Бертмана, "возможно, земная мать Русалки") — молодая и красивая, одетая в стиле "Любительницы абсента", — надевает резиновые перчатки и потрошит рыбу: одновременно у Светланы Создателевой отпадает хвост, чешуя и волосы из светящихся трубочек.
Главные партии не очень удались исполнителям. Лучше всех прозвучал Андрей Серов. Особенно жаль было волшебную по музыке известную арию Русалки из первого действия. И если пение солистов можно было попытаться объяснить плохой акустикой бывшего лектория, то увязать с тем же самым маловыразительное исполнение оркестра уже сложнее, так как опера впервые прозвучала в исполнении артистов театра под управлением того же Нильса Мууса 27 ноября прошлого года в Орхусе, закрыв фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения Х.К.Андерсена.
Безмолвными актерами феерии, где по сюжету Русалка на половину спектакля лишается голоса, и ее молчание совпадает со временем пребывания в мире людей, стали золотые рыбки в круглых аквариумах, с которыми периодически выходили на сцену Водяной и хор русалок.
Мария Зуева, InterMedia