НИКОЛАЙ НОСКОВ - "ПО ПОЯС В НЕБЕ"
Интересная наметилась тенденция: если певец вдруг умеет петь, в рецензиях на это указывается особо. А уж если профессиональным инструментом вокалиста владеет кто-нибудь из молодых — это вообще тянет на сенсацию. Когда-то исключением были безголосые певцы и певицы (но они хотя бы душой добирали, а не бикини), теперь в качестве реликтов воспринимаются люди поющие. Читатель ждет уж рифмы "розы" и старческого брюзжания по поводу падения нравов? Не дождетесь, ибо сложившаяся ситуация объективна и в чем-то даже справедлива. Поющим сейчас нечего петь: вокалисты, хорошо поставленными голосами выводящие на эстраде песни современных композиторов и поэтов, вызывают такой же ужас, как и певцы без голоса. Яркий пример — новый диск Николая Носкова.
Творческая судьба Носкова была весьма извилистой. Не знаю, что он сам считает вершиной своей карьеры, а мне кажется, что это был все-таки "Парк Горького", "экспортная" советская хард-рок-группа, в которой голосистый Николай был очень на своем месте. В тот момент вокальные данные Носкова совпали с востребованностью стиля — вполне возможно, что "горьковчане" продержались бы дольше, если бы вокалист не срулил из группы (заменивший его хрипловатый Александр Маршал больше пел как раз "душой" и допелся в конце концов до стиля русский шансон). Став сольным артистом, Носков пел и романсы, и помпезные патриотические песни про "Мать-Россию". Имел даже зрительский успех, что в отсутствие четко очерченной ниши представляется некоторым феноменом. Почти после каждого альбома он уходил в тень и будто бы выпадал из обоймы актуальных востребованных певцов. Однако его редкие сольные концерты проходили в больших залах и собирали изрядное количество публики. Не берусь предполагать, что привлекало зрителей — может, необычность носковской музыки для нашего времени? Так было и с диском "По пояс в небе", релиз которого совпал с 50-летием артиста, а концертная презентация была проведена в Кремлевском дворце: не самый медийный персонаж дал совсем не провальное с точки зрения заполняемости зала шоу и представил свои новые песни, вновь подтвердившие "особость" носковского пути.
Всю музыку новой пластинки артист сочинил сам, и большей частью это пафосные, торжественные баллады, в которых есть где разгуляться его голосу. Определить их стилистическую принадлежность тяжело: на примитивные "рок" и "поп" они никак не раскладываются — скорее это синтез дорогой эстрады и симфо-рока. Возможно, подобная смесь выглядела бы более интересной и даже интеллектуальной, если бы Николай Носков писал еще и стихи. Он, однако, решился только на один текст в соавторстве, а в остальных случаях пел слова, предложенные другими песенниками. Когда речь в композициях заходит о природе или каких-то эзотерических символах ("По пояс в небе", "На меньшее я не согласен"), в синтезе с патетичной музыкой это выглядит вполне органично. Любовная тема в носковской трактовке решена несколько абстрактно, но это тоже не отталкивает. А вот попытки сделать более легкомысленные песни просто ужасают. Носков с бессмысленным энтузиазмом пополняет ряды артистов, делающих трагическими героями композиций рюмку водки на столе или малину сладку на губах. Треки "Фенечка", "Тальяночка", "Иду ко дну" ("я глотаю спирт на кухне, я иду ко дну"), напоминающая группу "Воскресение" и цитирующая Боба Марли, вообще лучше пропустить, чтобы не разочаровываться в хорошо поющих певцах окончательно.
Алексей Мажаев, InterMedia