"ШАЙТАН": КОШМАР НА РОЖДЕСТВО

Премьера черной комедии "Шайтан" (Sheitan, Франция, 2006, режиссер - Ким Шапирон, в ролях — Венсан Кассель, Оливье Бартельми, Роксана Мескида, Нико Ле Фат Тан, Лейла Бехти) прошла в кинотеатре "Прага" 4 марта.
Три некрасивых мальчика, две приятные девочки (все разных национальностей) и собачка по имени Тайсон в канун Рождества веселятся в ночном клубе "Стикс". После обязательной драки молодая шпана меняет место дислокации и уезжает в деревню, чтобы стать ближе к земле. Особнячок (дача одной из девушек) охраняет безобидный на вид здоровенный мужчина по имени Жозеф с плотоядной улыбкой спятившего дракона (Венсан Кассель), у которого свои скелеты в шкафу. Несколько настораживают странное сходство мрачных жителей французской глубинки и их не совсем нормальная сексуальная активность, но в целом ничего не предвещает трагического развития обстоятельно текущих событий. Но вот когда наступает рождественская ночь, и ребятишки дружно начинают предаваться плотским наслаждениям, начинается самое интересное. Деревенька находится под властью шайтана, повсеместно царит инцест, нерожденным младенцам в срочном порядке требуются фрагменты человеческих тел, и адский огонь черной мессы уже пышет в затылки незадачливым и беспечным гедонистам.
Любителям фильмов ужасов подобный сюжет не покажется откровением в контексте оригинальности. Вариации на эти вечные темы мы уже видели как в хрестоматийной "Техасской резне бензопилой", так и в недавних "Хостеле", "Волчьей бухте" и еще в целом ряде подобных лент. Но отнести "Шайтана" к жанру хоррор, к счастью, не приходится. Дело здесь не в истории, а именно в деталях, смачных и отвратительных, изощренно телесных; таких, что само определение "дурной вкус" здесь априори теряет всякое значение. С одной стороны, эти подробности могут вызвать энтузиазм только у настоящего психа, с другой — ругать происходящее на экране тоже как-то не поворачивается язык. Потому как все это так возмутительно безвкусно, вызывающе чудовищно и вопиюще смешно, что даже по-своему вызывает положительные эмоции (не следует забывать, что перед нами все-таки комедия!). По крайней мере, поклонники трэша просто обязаны воспринять это творение на ура: такое забредает на наши экраны не часто. Наверное, главное в этом странном кино — абсолютно психопатический сценарий, вылетающий за рамки здравого смысла как пробка из-под шампанского, которое так и не удалось распить на Рождество наивным посетителям французской глубинки. Первая и единственная мысль, возникающая после просмотра: "Такого не может быть!" И это большая редкость в последние годы, когда агонизирующий кинематограф уже давно не в состоянии кого-то если не шокировать, то, по крайней мере, поставить перед фактом, что и по сей день немыслимые горизонты развития жанра раздвинуты на все четыре стороны для любого предприимчивого молодого кинематографиста. Говорят, что на показах во Франции люди падали в обморок: очевидно, с чувством юмора у французов в последнее время не все в порядке.
Снял это "чудо" 26-летний Ким Шапирон, который до своего "скандального" полнометражного дебюта отметился серией авангардных короткометражек с тем же Касселем. Если паренек начинает карьеру подобной лентой, сложно представить, что можно ожидать от него в дальнейшем. Ясно одно. В удушающем стерильном современном французском кино появился очередной enfant terrible, в творчестве которого с одинаковой легкостью можно увидеть как спекуляцию на самых низменных зрительских инстинктах, так и вполне серьезные попытки рассказать провокативным языком о мраке и ужасе человеческой природы в целом. В качестве сюрприза в одном из эпизодов ленты, не менее инфернальная, чем ее наслаждающийся выдающейся маниакальной ролью супруг, мелькает дива Моника Беллуччи.
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости