САУНДТРЕК "ЖЕСТЬ"
Вот очередной альбом под лозунгом "Как нужно делать саундтреки". Создатели музыкального сопровождения к "психовику" "Жесть" не пошли ни по одной из дорожек, истоптанных другими производителями саундтреков. Они не стали наполнять диск и фильм расхожими рок-хитами; они не отдали подготовку саундтрека на откуп одному автору; они не сделали ставку на песню, которую можно запустить на радио; они не стали перебарщивать с приглашением громких и неизвестных "альтернативщиков". Звуковая поддержка "Жести" сделана по простой, но невероятно эффективной схеме: инструментальные треки тихого электронного гения Игоря Вдовина перемежаются композициями иностранных инди-музыкантов, самым известным из которых является Иен Браун с песней 1998 года "Corpses In Their Mouths". Русская звезда Дельфин, чье участие в саундтреке немного поиспользовалось для пиара фильма, даже отчасти выбивается из звукового ряда — его специально для "Жести" сделанный рэп "Или я" никак не тянет на хит и вообще на запоминающуюся вещь. О правилах издания саундтреков производители вспомнили, только вставляя в альбом неизбежные диалоги героев фильма. Между тем, здесь эти реплики порой даже мешают слушать музыку. Большинство из них понятны только тем, кто смотрел картину, а прочим они вряд ли покажутся остроумными и завлекательными. Есть, правда, и диалоги, украшающие саундтрек — например, в самом начале звучит бесподобный голос Ренаты Литвиновой ("Он убьет нас. Он убьет и вас"), с которой полемизирует Гоша Куценко, что-то втирающий Алене Бабенко. Один из монологов "Жести" стал отдельным музыкальным номером: "Монолог доброго мужчины" в исполнении Михаила Ефремова положен на музыку Дельфина и являет собой драматичную кульминацию звуковой дорожки фильма.
Основной же композитор фильма Игорь Вдовин - в своем репертуаре. Ни на секунду не забывая о приставке "психо" в определении жанра картины, он напридумывал полдюжины цепких мелодий и замаскировал их равнодушными эмбиентными аранжировками. Подпеть им, даже пяти вариациям заглавной темы, решительно невозможно, но правильное настроение они задают блестяще. Это не кинозвуки и даже не киномузыка — при всем своем нарочитом минимализме эти треки хорошо воспринимаются и в качестве самостоятельных произведений, в отрыве от картинки. Впрочем, и эпизодам фильма они, по отзывам очевидцев, тоже соответствуют великолепно. Сдержанные инструменталы Вдовина оттеняются не менее сдержанными песнями иностранных гостей — Брауна, а также Терри Хоакса, дуэта Ween и Криса Корнера (IAMX), который, несмотря на громкую презентацию в Москве, поучаствовал всего лишь в одной из вдовинских версий композиции "Жесть". Произведения "западников" - здесь просто иллюстрация к слогану "Почувствуйте разницу!" Меня сложно заподозрить в большой любви к зарубежной музыке, но тут можно только признать пропасть, отделяющую нашу независимую сцену от англо-американской. Доверь эти четыре трека звездам российского инди, звуковая дорожка пополнилась бы старательными суетливыми попытками выпрыгнуть из штанов, подкрепленными жалобами на свою неформатность. Иностранцы делают все спокойно и деловито, но из первых же аккордов их песен сочится нездешнее качество и профессионализм. Это просто другая культура, даже мимолетное прикосновение к которой позволило продюсерам произвести на свет один из самых сильных российских саундтреков.
Алексей Мажаев, InterMedia