"ТАБУЛА РАСА" - "ЦВЕТОЧНЫЕ КАЛЕНДАРИ"
Буду очень удивлен, если киевская "Табула Раса" не станет новым фаворитом московской сцены, причем не только клубной. Ничего похожего у нас сейчас нет, а потребность в подобной музыке, думается, все-таки есть. И не так уж много нужно грамотных промоутерских шагов, чтобы познакомить наконец российскую публику с интереснейшим соседским проектом, существующим, между прочим, с 1990 года. Понятно, что на Украине команда давно и хорошо известна, но почему-то никто до сих пор не удосужился поплотнее внедрить ее на наш рынок (впрочем, первые скромные шаги уже сделаны — ротация на "Максимуме" и это переиздание). С 1993 года "Табула Раса" поет по-русски, а в 1998 году на пике всеукраинской популярности вдруг уходит со сцены. Вот что сообщает об этом официальный сайт коллектива: "Лидер группы Олег Лапоногов принял решение уйти с арены шоу-бизнеса и взять творческий отпуск на неопределенное время. До 2003 года о местонахождении Олега никто ничего не знал. "Я просто немножечко подустал. Я хотел абстрагироваться от людей, от социума", - прокомментировал свой поступок Лапоногов". После пятилетнего отпуска коллектив вернулся, снял клип "Апрель" и начал записывать альбом "Цветочные календари". Пропавший без вести солист — сам по себе очень увлекательный сюжет; есть группы, которые десятилетиями не могут сыскать участника, чисто вышедшего за сигаретами, а тут человек ушел, а потом вернулся. Если судить по текстам композиций с "Цветочных календарей", можно выдвинуть два основных предположения о том, где пропадал Лапоногов: возможно, он примкнул к каким-то одичавшим гринписовцам, что теперь нашло отражение в странных песенных призывах "Помогите ламантину!" и подлинном восхищении перед любыми явлениями природы, каковым восхищением просто переполнены его стихи. Не исключено также, что речь идет о каких-то евангелических сектантских делах — ангелы и серафимы попадаются в песнях, звучащих так просветленно и оптимистично, будто они написаны для проповедей той "церкви", прихожане которой каждые пять минут принимаются петь хором. Есть и менее романтичная версия, согласно которой Олег Лапоногов попросту сошел с ума. Даже если это и так, чистое искусство "Табулы Расы" (в этот момент удивительно соответствующей своему названию) выглядит симпатичнее, чем творения иных нормальных.
Слушая этот альбом, трудно отделаться от еще одного предположения, совсем уж фантазийного: эти пять лет лидер группы посвятил путешествиям во времени и теперь, ненадолго вернувшись, приглашает нас с собой — во времена, когда пацифистские неоромантические проекты ("Альянс", "НРГ", "Биоконструктор") искренне верили в то, что сделают мир лучше. "Табула Раса" не стесняется вторгаться в проржавевший и заматеревший шоу-бизнес с наивными, экологически чистыми, не от мира сего произведениями, спетыми чистым высоким голосом. В песнях есть откровенные заимствования — особенно много Лапоногов черпает у группы A-Ha, а куплеты трека "В ожидании весны" практически идентичны мелодии "Отчего" из репертуара ВИА "Веселые ребята" (автор музыки — Юрий Антонов). Но даже копирует "Табула Раса" так талантливо и симпатично, что рука не поднимется клеймить ее позором, тем более что образцы для подражания группа выбирает очень правильные. Из треков, на которые нужно обратить особое внимание, следует отметить "Апрель", "В ожидании весны", "Восток", "Алтай", "Река Ориноко" и "Дети радуги", записанную с детским хором. А вообще, это самый неожиданный альбом года — вот уж не думал ваш рецензент, что в 2006-м встретится с диском, прилетевшим будто бы прямиком из 1987-го.
Алексей Мажаев, InterMedia