"НЕБЕСНАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ" - "ЭФИР"
Жила-была в Новороссийске группа "Небесная канцелярия". Искала стиль, экспериментировала, меняла солисток — и так продолжалось почти двадцать лет. За это время кризис женских голосов на нашей сцене сменился их перепроизводством, но дамская музыка почти утратила чувственность, которой славилась, к примеру, группа "Колибри". И тут наконец в жизни "Небесной канцелярии" все завертелось быстрее: Артемий Троицкий издал их на собственном лейбле "Восход" (пластинка стала первой в каталоге русскоязычного братца его же лейбла Zakat) и сказал о группе пару почти восторженных реплик. Этой рекомендации хватило для того, чтобы как минимум послушать альбом, составленный, кстати, из песен разных лет, начиная с 1998-го. Ну а уж сам "Эфир" на всех (по крайней мере, знакомых) действовал одинаково: обволакивал, брал в сладкий плен и вводил в состояние блаженства, выходить из которого стоило только для того, чтобы пригласить на прослушивание и осчастливить тем самым еще пару десятков человек.
Сразу предупреждаю: этот альбом не надоедает — напротив, с каждым новым включением он все сильнее подавляет голос разума, пытающийся найти в нем недостатки. Скептические замечания "пошлость какая-то", "а это вообще на Машу Макарову похоже", "а это на "Квартал" и прочие критические соображения меркнут перед восхищением от того, как ладно все подогнано. Трех услышанных треков хватает, чтобы от "ничего особенного" через "в этом что-то есть" перейти к полноценному "как же здорово!" При этом группа действительно не делает ничего особенного — всего лишь производит музыку, без которой мы научились за много лет спокойно обходиться, но услышав ее вновь, уже не хотим с ней расставаться. К тому же — редкий случай! — похожесть манеры вокалистки Натальи Гущиной на коллег не означает ровным счетом ничего, кроме того, что солистка "Небесной канцелярии", и не думая никому подражать, сочетает в себе лучшие качества десятка других не последних певиц. Гущина делает бессмысленными рассуждения на тему "вот бы Богушевская была менее элитарной, Арефьева — менее андеграундной, Глюкоза — менее попсовой и т.д.": не надо мечтать о несбыточном — возможно, вы найдете воплощение некоторых своих мечтаний на одном из четырнадцати треков пластинки "Эфир". Альбом никак нельзя назвать эклектичным, но он и не однообразен: фолк, трип-хоп, романс, эстрада, рок и поп смешаны в удивляющих своей точностью пропорциях, и я, кстати, теряюсь при попытке выделить из трек-листа какой-нибудь потенциальный радиохит — наверное, десяток песен ("Космос", "Марка", "Мой эфир - ты", "Пока мы верим", "Трудно быть богом", "Упадем в небо", "Песня плывущих на льдине", "Летим", "Ночь - вечность", "Цыганская") вполне можно представить в этом качестве. Здесь нужно отметить не только вводящий в транс шаманский вокал Натальи Гущиной, но и автора почти всего репертуара Алексея Чернякевича: если не знать, никогда не подумаешь, что эти томные, чувственные и идеально подходящие манере певицы произведения не сама она сочинила. А определять радиосинглы - уже не наша забота: восторги по поводу "Небесной канцелярии" не пропали всуе, и — открою секрет — командой занялся один достойный продюсер, умеющий обеспечить таланту хорошие условия для творчества, не вмешиваясь в таковое.
Алексей Мажаев, InterMedia