ЛИГАЛАЙЗ — "XL"
В рэп-культуре необязательно быть "первым на трассе" - главное, погромче заявить об этом. Понты входят в правила игры — какой ты рэппер, коли не объявил себя главным выразителем идеалов хип-хопа и не залажал конкурентов. Постоянные поиски "фальшивых МС" среди себе подобных и толпы самопровозглашенных рэп-королей — признаки внутрицеховых словесных разборок, которые, к счастью, у нас пока не вылились в кровопролитную войну Западного и Восточного побережий. Со стороны все это выглядит довольно смешно — как перепалки перед боем боксеров-мухачей. Претензии Андрея "Лигалайза" Меньшикова на рэп-господство тоже не казались обоснованными. Сначала он сотрудничал с Децлом и группой "Легальный бизнес", делавшими хип-хоп даже не коммерческий, а совсем попсовый, рассчитанный на аудиторию журналов для детей среднего школьного возраста. Затем Лига переехал в Прагу, где работал с проектом "П-13", который вызывал скорее удивление тем, что в Чехии завелся русский рэп, чем восхищение творчеством группы. Кроме того, Меньшиков основал собственный лейбл с весьма дурацким названием "Интеллигентный хулиган" - его релизы тоже не стали большими культурными событиями. Наконец, Лигалайз решил вернуться в российский шоу-бизнес и представил эту пластинку, на обложке которой так и написано: "Альбом 10-летней выдержки".
Уже приходилось слышать мнения добрых коллег Лиги, что за десять лет можно было произвести что-то менее уродливое, чем диск "XL", однако такая оценка, скорее всего, вызвана негативным отношением рэп-андеграунда к предательству идеалов хип-хопа и прочей бодяге. Дело в том, что Лигалайз сделал коммерческий рэп-альбом — не культурную провокацию, как "Кровосток", не честное описание беспросветной жизни, как "Каста", а пластинку, которая не скрывает своего желания разойтись хорошим тиражом и в которую вошли песни, пригодные для прокрутки в видеоклиповом виде не телеканалах. С этой точки зрения альбом очень хорош — в отличие от ранних опусов Децла, слушать его не стыдно, и рэп-коммьюнити по идее не должно возражать против таких способов популяризации жанра в медиа-пространстве. Лигалайз уделил много внимания аранжировкам и вообще музыке — в большинстве песен ему подыгрывают музыканты "Маши и медведей", а удачно подобранные сэмплы помогут привлечь к диску и внимание поклонников других жанров. Так, в треке "Остаться" используется тема "House Of The Rising Sun", в "Жизни" - "Wonderful Life", в "Первом отряде" - "Утомленное солнце нежно с морем прощалось", в "Сволочах" - музыка Аркадия Укупника из одноименного фильма, а "Латы" вообще представляют собой дуэт читающего Лигалайза и поющей Маши Макаровой. Кроме того, несколько композиций звучат так облегченно в смысловом и музыкальном отношениях, что вызывают воспоминания о вечеринке у Децла дома: это "Будущие мамы", "Кто ты такой" (с "Легальным бизнесом") и "Почувствуй силу" (с Богданом Титомиром) — разница только в том, что Лига все-таки описывает развлечения взрослого человека, а не ребенка. Композиция "Русский рэп" - это то, о чем говорилось в начале рецензии: манифест настоящего рэппера в споре с фальшивыми. Надо признать, что строки "ты не слышал русский рэп, пока я не коснулся этой стали" в исполнении Лигалайза звучат крайне убедительно. Он неплохо смотрится и в "безысходных" треках вроде "Первого отряда" или "Сволочей" - однако их трагическое настроение слишком контрастирует с теми же веселенькими "Будущими мамами". Коллеги не поймут, да и слушатели вряд ли успеют приноровиться к такой всеядности. Или профессионализму?
Алексей Мажаев, InterMedia