"АД": ЖИЗНЬ БЕЗ ТРАГЕДИЙ
"Мне доводилось встречать в воюющих странах вполне счастливых людей, которые не стали бы счастливее, живя в Париже", - полагает Данис Танович. Конечно, кто бы сомневался, что настоящий ад в городе, увидев который, многие мечтают умереть. Впрочем, фильм не о Париже, а о модных ныне семейных ценностях "Я женился, обзавелся детьми", - так Данис Танович объясняет свой интерес к сценарию Кесьлевского и Песевича.
У Софии двое детей, и ей изменяет муж. Анна страстно влюблена в женатого профессора филологии. Селин осталась старой девой, ухаживает за матерью-инвалидом. Так жить нельзя, понимают три сестры, но Париж — не Саратов, и стремиться им некуда. К подобным тоскливым историям из жизни парижанок современное французское кино уже приучило своих неблагодарных зрителей. Ужас, ужас, ужас — вот и все, что чувствует состоявшийся европейский буржуа при любых нестандартных обстоятельствах. Последние работы Озона и Ханеке — вот с чем ассоциируется первая половина "Ада". Однако Танович, снимая кино по сценарию Кесьлевского, идеально копируя при этом его депрессивную манеру, блестяще превращает свою работу в интригующий триллер. Но больше всего радуют правильно расставленные акценты: все зло - от баб, гомосексуалисты — пидорасы. Мать-инвалид, застав отца своих детей с обнаженным мальчиком, сдает мужа в полицию. София готова лишить своих детей папы лишь за то, что он ей изменяет. Анна, брошенная любимым профессором, хотела даже повеситься, но — институт, экзамены, сессия… На экзамене ей достается билет про историю Медеи. Сравнивая ее судьбу с судьбами современниц, девушка констатирует: наша жизнь лишена настоящих трагедий. Селин, ожидавшая в свои хорошо за тридцать первой любви, лишь узнает истину об отце-самоубийце. Да, ад — это другие, особенно близкие люди. Родственники — друзья поневоле.
Танович утверждает, что невысокого мнения о мужчинах, но женщины в его фильме, даже хорошенькая Анна, как минимум безжалостны. Мужики — просто слабаки. Самое худшее, что может сделать любящая женщина со своим мужем, - в отместку убить его детей, а в наше время — лишить его общения с ними, еще и обозвав извращенцем. Однако любящий отец способен пережить и такое, думая лишь о том, как бы не сделать девочкам еще хуже публичными разборками с женой. Или самоубийством на глазах у детей. Но герои "Ада" больше озабочены, конечно, своими печальными чувствами. Все любят только себя, желая лишь обладать "любимыми" и, не получая искомого, ужасно переживают. Благими намерениями вымощена дорога в ад — в сущности, об этом одноименный фильм из французской жизни. В которой, видимо, уже нет не только трагедий, но и героев. И старенький Жан Рошфор, уже не в амплуа жесткого полковника спецслужб, конечно, лишь пошлет нам в конце фильма привет от старого французского кино — от которого могло "не выдержать" сердце.
Борис Гришин, InterMedia