С ОРКЕСТРОМ ТОСКАНИНИ ПОСПАТЬ НЕ УДАЛОСЬ

Симфонический оркестр Артуро Тосканини выступил под управлением своего музыкального директора Лорина Маазеля в рамках Фестиваля симфонических оркестров мира 5 июня в Колонном зале Дома Союзов. В исполнении итальянского коллектива прозвучали "визитные карточки" итальянской и русской музыки — увертюры к операм "Сицилийская вечерня", "Луиза Миллер", "Сила судьбы", танцы из III акта оперы "Отелло" Джузеппе Верди (I отделение) и симфоническая сюита "Шехеразада" Н.А.Римского-Корсакова (II отделение).
В отличие от первого концерта фестиваля, где маститый Израильский филармонический оркестр п/у Зубина Меты играл скучно и "по нотам", под оркестр Тосканини время пролетело стремительно. Молодой, финансово никем не поддерживаемый коллектив полон не только творческих сил, но и амбициозного желания заявить о себе. Такого эффекта от выступления молодого коллектива, еще недавно игравшего "в яме" в составе театрального оркестра Фонда Тосканини, никто не ожидал — поклонники классической музыки давно не были свидетелями столь высокохудожественного исполнения. Коллектив, состоящий из музыкантов 20-35 лет, сочетает в себе такие важные качества, как сила, энтузиазм и высокий профессионализм. Не часто можно увидеть настолько увлеченные лица оркестрантов. С другой стороны, ансамбль, состоящий, как оркестр Тосканини, из солистов, рискует звучать неслаженно по причине стремления каждого музыканта показать себя. Маэстро Маазель сумел не только нейтрализовать такую опасность, но и извлечь из этого выгоду: каждый исполнитель играл в ансамбле, но сохранял мышление солиста — так, как будто все звучание зависело только от него. Оркестр не то чтобы чутко реагировал на дирижерский жест, он составлял с ним единое целое, и это целое было воплощением классической — образцовой — гармонии. Тем не менее порой музыканты настолько воодушевлялись, что, казалось, маэстро Маазелю приходилось их сдерживать, и он с легкостью добивался этого. Даже в конце "Шехеразады", когда зрители трепетали во время исполнения темы моря, Лорин Маазель был потрясающе внешне выдержан, но насыщенное звучание оркестра являлось показателем огромной внутренней эмоциональной работы. Исполнение Симфонического оркестра Тосканини обладает самым необходимым для музыканта качеством — драйвом.
В интерпретации носителей традиции заново открылась российским слушателям музыка вердиевских увертюр, которые прозвучали как действительно самостоятельные, целостные и очень увлекательные произведения. Этому способствовала идеально выстроенная драматургия — оркестр словно рассказывал захватывающие истории. Внешне казалось, что очень обаятельный харизматичный маэстро Маазель совершенно не прилагает усилий для того, чтобы "завести" оркестр, управляя коллективом четко, аккуратно, уверенно-сдержано и очень легко. Но более всего одновременно четкому и воздушному жесту Лорина Маазеля подходит определение "аристократичный". В ответ музыканты демонстрировали очень тонкую нюансировку, мягкие закругленные окончания фраз. Здесь не было ни одного пустого звука. Даже длиннота, взятая у одного инструмента, жила своей жизнью, обрастая множеством оттенков. На более крупном уровне эти звуки составили очень хороший ансамбль внутри тембровых групп и потрясающий баланс между ними — вступавшие вслед за струнными медные духовые звучали, как скрипки. Особенно это было слышно в "Шехеразаде" — переходы мелодии от одного инструмента к другому звучали, как единая естественная линия. В начале танцев из "Отелло" унисон нескольких деревянно-духовых был исполнен настолько слаженно, что создалось впечатление, что это звучит какой-то один уникальный инструмент. И даже когда однажды на доли секунды пробежала соседняя нота в "Шехеразаде" у трубы, то эта "фальшь" лишь позволила исполнению восприниматься более живым и "неподдельным".
Показателем настоящего мастерства музыкантов стал не только шквал аплодисментов, которые не всегда свидетельствуют о качестве, но прежде всего то, что порой во время звучания музыки зал не только слушал, затаив дыхание, но и просто не дышал. 6 июня Симфонический оркестр Артуро Тосканини выступит в Колонном зале Дома Союзов с программой, в которую включены два шедевра симфонического жанра, требующие от исполнителей высокого уровня мастерства, — Третья "Героическая" симфония Л. ван Бетховена и Девятая симфония, "Из Нового Света", Антонина Дворжака.
Мария Зуева, InterMedia

Последние новости