ЛОРИН МААЗЕЛЬ СОБИРАЕТСЯ НАПИСАТЬ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ОПЕР

Брифинг американского дирижера Лорина Маазеля, посвященный концертам Симфонического оркестра Артуро Тосканини под управлением маэстро, состоялся 6 июня в фойе Колонного зала Дома Союзов. В самом начале речь зашла о великом Тосканини. Лорин Маазель слушал его записи по радио, когда был еще ребенком. Впервые встреча двух маэстро произошла, когда Лорину было 11 лет. Тогда по приглашению Артуро Тосканини мальчик Лорин дирижировал оркестром Национального радио в Нью-Йорке. "В тот момент я подумал, что встретился с богом, - вспоминает г-н Маазель. — Он был простым в общении, но в то же время он был идеалом, кумиром и богом в мире классической музыки. Когда я стал старше, продолжал часто слушать записи с участием Тосканини, но подходил к ним уже более критично. Тем не менее для меня он до сих пор остается великим". По словам маэстро Маазеля, для него было большой честью, когда базирующийся в Парме Фонд Артуро Тосканини предложил именно ему возглавить оркестр имени Тосканини. Делая этот шаг, дирижер чувствовал "груз колоссальной ответственности", которую взял на себя. "Но когда я оказался перед этим коллективом великолепных солистов, то понял, что моя задача состоит в том, чтобы превратить их звучание в единое целое", - вспоминает дирижер. "Мы не в коей мере не копируем его манеру, - говорит Лорин Маазель о своих творческих задачах, - но мы хотим достичь того же высокого уровня, чтобы быть достойными имени Тосканини". Отвечая на вопрос корреспондента InterMedia о том, со всеми ли оркестрами маэстро Маазелю удается достичь такого взаимопонимания, как с коллективом из Пармы, дирижер сказал, что, по его мнению, "в любом оркестре музыканты являются коллегами". "Мы все здесь делаем общее дело, все вместе делаем музыку, и исполнители любого оркестра делают музыку не для меня, они делают ее вместе со мной. Я считаю, что представителям более старшего поколения музыкантов очень важно поддерживать на этом пути молодежь и ее идеи", - поделился маэстро, добавив, что музыканты и дирижеры "должны работать вместе". По мнению Лорина Маазеля, каждый дирижер обладает собственным подходом в интерпретации музыкального произведения. "Когда я руковожу любым оркестром мира, я привношу в музыку что-то свое, - продолжил он. - Но и каждый оркестр сам может предложить публике что-то свое. Те особенности исполнения, которые вы заметили на вчерашнем концерте, связаны не с моим личным присутствием, а с тем, что в оркестре играют хорошие исполнители-солисты. То, что вы вчера заметили, — это их энтузиазм, молодость, экспрессия и их итальянские корни". Вспоминая свою молодость, Лорин Маазель поделился с прессой, что дирижированию он учился у Владимира Бакалейникова, в то время как брат его учителя — Константин — был директором музыкальной студии в Голливуде, его имя можно увидеть в титрах кинолент 60-летней давности. По мнению маэстро, музыкальный и вообще любой другой талант человек должен проявить еще в раннем детстве и в этот момент очень важно, "чтобы ребенка не эксплуатировали с коммерческой точки зрения". "Любой ребенок должен оставаться ребенком. В отличие от талантов, которые человек может проявлять всю жизнь, детство проходит. Он должен делать глупые вещи, должен играть и делать все то, что делает ребенок", - мудро полагает Лорин Маазель.
Разговор на брифинге зашел и о праздновании 100-летия со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Маэстро Маазель сообщил прессе, что в связи с этой круглой датой он исполнял и еще исполнит некоторые произведения композитора, "которые выберет сам". С Шостаковичем судьба свела дирижера в 1959 году в Эдинбурге. Для русского композитора это был дебют на западе, организованный общим другом Шостаковича и Маазеля Мстиславом Ростроповичем, и маэстро очень гордится тем, что именно он дирижировал тогда его Первой симфонией.
Более 40 лет назад, когда Лорин Маазель впервые приехал в Россию, в течение двух месяцев он работал со многими оркестрами Москвы и Санкт-Петербурга. "Сорок лет назад советская публика была очень взволнована визитом любого западного музыканта, потому что страна была "закрыта", - вспоминает дирижер. — В тот момент слушатели потрясающе нас принимали и, судя по вчерашнему концерту и вчерашнему приему, российская публика ничуть не изменилась, наоборот, став еще теплее". Говоря о русских дирижерах, маэстро Маазель очень высоко оценил творчество Кирилла Кондрашина и Евгения Мравинского.
В мае прошлого года в лондонском Covent Garden под управлением Лорина Маазеля прозвучала мировая премьера его первой оперы "1984", написанной по мотивам одноименного романа Джорджа Оруэлла. "Я надеюсь написать еще несколько опер. Что касается оперы "1984", то в скором времени она прозвучит в театре города Валенсия, а через два года будет поставлена в La Scala", - прокомментировал маэстро, добавив, что DVD этого спектакля в Covent Garden еще до начала следующего года поступит в продажу. Тем не менее Лорин Маазель не хотел бы возвращаться в своем композиторском творчестве к подобным сюжетам для следующих опер. "Сюжет оперы "1984" трагичен, это очень тяжелый материал, и я чувствовал себя угнетенным, когда работал с ним, - поделился он с прессой. — Так как по натуре я оптимист, то чувствую, что следующая опера будет комической".
Мария Зуева, InterMedia

Последние новости