"ДЯГЕЛЬ И МОНГОЛЫ" - "ЭШЕЛОН Е"
Перейду сразу к сути: этот альбом настолько плох, что слушать его не нужно. Если, конечно, вы не родственник кого-то из музыкантов группы "Дягель и монголы". Впрочем, если вы все-таки родственник, сделайте доброе дело: отговорите, пожалуйста, не чужих вам людей от дальнейшего выпуска пластинок. Ну не получается у них, и хватит мучить себя и случайных слушателей. Пусть займутся чем-нибудь другим: скажем, работа в сопровождающих составах у поп-звезд принесет "монголам" гораздо больше дензнаков, чем собственное творчество для души. Славы, правда, труд сессионщика дает немного, но в данном случае тоже плюс — по-моему, лучше, когда тебя никто не знает, чем когда на тебя показывают пальцем с криками "смотрите, это ударник той самой кошмарной группы".
Был такой ансамбль "Монгол Шуудан" - известный в узких кругах, но не популярный в силу крайне узкой музыкальной направленности. Таланта лидера команды Валерия Скородеда хватало только на сочинение залихватских фолк-панковских мелодий и текстов об анархистах. Все попытки вырваться из этих установленных для себя рамок провалились: не про анархию получалось натужно и несмешно. Тем не менее свои зрители у "Монгол Шуудана" всегда были, а песню на стихи Сергея Есенина даже по радио крутили. Ну, нормальное существование для инди-группы. Несколько лет назад музыканты Скородеда во главе с барабанщиком и директором Владимиром Дягелем взбунтовались и уволились из коллектива. Первоначально они даже заявили, что уволен лидер, который теперь не должен претендовать и на название. Бренд "Монгол Шуудан" тем не менее остался за Скородедом, который с прежней степенью успешности продолжил свои андеграундные изыскания в жанре "анархо-рока". Дягель после непродолжительных споров взял другое (похожее на предыдущее) название и приступил к штурму творческих горизонтов, которые были недостижимы при пьющем и ненадежном Скородеде. Вместе с запевшим директором-барабанщиком за новое дело взялись и гитарист Александр Риконвальд, и трубач Виктор Романов, и саксофонист Олег Пронин — словом, музыканты, не нуждающиеся в рекомендациях. И что же? А ничего. Сначала новоиспеченные "монголы" выпустили диск невнятных кавер-версий, затем на редкость скучную пластинку собственных песен, а теперь — еще одну.
"Эшелон Е" беспощадно свидетельствует о том, что пьянствующий и узконаправленный талант всяко лучше дисциплинированной бездарности. "Дягель и монголы" уже второй диск подряд заполнили столь некондиционным песенным материалом, который вряд ли нашел бы себе дорогу на любой из альбомов скородедовского "Монгол Шуудана". У Валерия хватало харизмы делать свои анархо-зарисовски смешными и мало-мальски запоминающимися (пусть даже благодаря дурацкости приемов). Авторы же новых "Монголов" Дягель, Риконвальд и Игорь Куликов будто бы по-прежнему находятся под подавляющей пятой Скородеда: по крайней мере, расширять тематику песен они не пожелали — пуля по-прежнему дура, русская водка главный фетиш, а в буклете много фотографий Дягеля и Ко на каком-то паровозе (не иначе, "Эшелон Е" суть намек на "Паровоз-анархия" из дискографии другого "Монгол Шуудана"). При этом — ни вокальной вольницы, ни одной запоминающейся песни на пластинке нет. Единственное чувство, возникающее при прослушивании — неловкость за людей, занимающихся не своим делом. Сверхкороткий по нынешним временам 35-минутный хронометраж при этом кажется неоправданно затянутым: пожалуй, хватит и трех минут, чтобы вынести "Дягелю и монголам" окончательный диагноз.
Алексей Мажаев, InterMedia