ZODIAC — "DISCO ALLIANCE"
Мимо такой обложки не пройдет равнодушно ни один меломан-восьмидесятник, в чью грампластиночную коллекцию в свое время входил первый альбом группы "Зодиак". Нарисованные на конверте бегущая девушка-робот, никелированный космолет и фантастического вида знаки зодиака — такие же символы эпохи, как "Утренняя почта" и Балет телевидения ГДР. Но прослушивание компакт-диска вовсе не сводится к ностальгическим переживаниям (хотя без них не обойдется): пластинки четвертьвековой давности до сих пор звучат вполне современно (и гораздо более внятно, чем большинство сегодняшних электронных релизов). Переиздание включает два альбома Zodiac — гениальный 27-минутный "Disco Alliance", также известный как просто "Zodiac", и "Music In Universe". Их совокупный тираж в 80-е годы по самым скромным подсчетам составил около 20 миллионов экземпляров.
Откуда появился у меня дома зеленый диск "Zodiac"/"Disco Alliance", припомнить сложно — в 1980-м сам я пластинок еще не покупал, так что скорее всего его приобрели родители. Вполне возможно, что взрослые под него даже несколько раз танцевали на домашних вечеринках (тогда было принято после выпивки/закуски непременно танцевать), но очень скоро главным слушателем этого альбома, где на обложке было на русском языке написано слово "рок-группа", стал ваш покорный слуга. К счастью, пластинка фирмы "Мелодия" оказалась качественной и не прыгала на половине треков, как порой случалось с другими дисками производства советского пластиночного монополиста. Сколько раз я прослушал "Disco Alliance", сосчитать невозможно, но теперь уже никто не сможет переубедить меня в том, что все семь представленных на нем мелодий являются безоговорочными хитами. Родись композитор Янис Лусенс в капиталистической стране, он бы в 21 год (именно столько ему было на момент выхода первой пластинки "Зодиака") обеспечил себя на всю оставшуюся жизнь. В Советском Союзе студент Латвийской государственной консерватории им. Витолса удовольствовался несколькими тысячами долларов. "Тогда я думал, что мне очень повезло", - признавался позже Лусенс. Кроме того, он мог гордиться тем, что мелодии "Зодиака" звучат во всевозможных телевизионных заставках. Не исключено, что его отметили и почетной грамотой: советскому студенту, комсомольцу (?), музыканту лучшей карьеры и пожелать было сложно. Если же серьезно, то пластинка "Disco Alliance" была симметричным ответом космическим симфониям Дидье Маруани и даже Жана-Мишеля Жарра. Отменное саунд-продюсирование Александра Гривы, чудесные мелодии Лусенса (если все же пытаться выбирать из великолепной семерки, начните с "Зодиака", "Провинциального диско" и "Рока на льду") и тонкое взаимодействие синтезаторов с живыми инструментами — альбом вполне может служить учебным пособием для сегодняшних электронщиков, мечтающих не только поразить мир странностью, но и порадовать его музыкой.
А пластинку "Музыка во Вселенной" мою родители не купили, поэтому вторую часть переиздания я слушал без малейшей доли ностальгии, что удовольствия, однако, не убавило. Бешеный успех первого альбома не испортил Лусенса, даже наоборот: вместо того чтобы сконцентрироваться на коммерчески привлекательных мелодиях (правда, не сказать, что в Советском Союзе это было очень перспективное направление), Янис продолжил получать консерваторское образование, явно имея в виду дальнейшую карьеру академического композитора. В "Музыке во Вселенной" стало больше "классических" и арт-роковых полотен, хотя хватало и "легких" мотивов, которые опять-таки вполне актуальны и сегодня: послушайте, например, "A Silver Dream", "The Saturn’s Light" и "A Mysterious Galaxy".
Алексей Мажаев, InterMedia