"ТОЧКА": НА ПАНЕЛИ ВСЕ ТРОПЫ СХОДЯТСЯ

Премьера фильма "Точка" (Россия, 2006, режиссер — Юрий Мороз, в ролях — Дарья Мороз, Виктория Исакова, Анна Уколова, Михаил Ефремов) прошла в Центральном Доме литераторов 14 июня.
Фильм снят по повести Григория Ряжского. Три девушки-проститутки живут в съемной бытовке, выходящей окнами на площадь трех вокзалов. По вечерам они работают на "точке", обслуживают клиентов и мечтают вырваться из порочного круга. У каждой героини своя история: на московскую панель их привели личная драма, подростковая травма и социальная неустроенность. Одна из подруг оказалась изнасилована собственным отчимом. Другую выгнал из лома офицер-отец, узнав, что она беременна от простого солдата, третья и вовсе подвергалась насилию и издевательствам со стороны родной матери. Понятно, что после такого прошлого девушкам не светят ни принцы на дорогих автомобилях, ни алые паруса, ни простая возможность мало-мальски добродетельной жизни.
Как нам пытаются внушить авторы "Точки", этот фильм следует считать экстремальным. От участия в проекте отказались возможные "звездные" претендентки, а прокатчики отказали картине в массовом прокате. Перед началом показа авторы предупредили, что если некоторым зрителям станет плохо из-за шокирующих сцен, они могут покинуть зал — никто не обидится. Нечто подобное происходило на премьере французского фильма-парадокса "Шайтан", вызвавшее у собравшихся совершенно оправданное скептическое веселье. И неудивительно: как в первом случае, так и во втором так называемый экстрим оказался, мягко говоря, слишком преувеличен. Странно представить, что в наше время тема проституции в кинематографе способна кого-то шокировать. Что же касается российского кино, то, очевидно, именно в 2006 году эта тема достигла той точки кипения, когда просто необходимо рассказать об трудовых буднях проституток новым, полным жизни кинематографическим языком с обезоруживающей откровенностью. Но даже этого в ленте нет. Визуально — это категория "Z" в лучших традициях "Взломщика" и прочих "перестроечных" лент. Недавний "неошедевр" "Поцелуй бабочки" с Сергеем Безруковым на фоне "Точки" смотрится как настоящее "кино для интеллектуалов". Если это делалось сознательно, то честь и хвала Юрию Морозу, который останется в истории как лучший стилизатор ушедшей эпохи. Несколько неясен смысл этой затеи: вроде как авторы стремились добиться большей документальности — что называется, показать зрителям всю правду жизни. А правда жизни, согласно "Точке", заключается в очень оригинальной мысли: если девушку в юном возрасте кто-нибудь изнасилует или травмирует жестоким обращением какого-нибудь иного рода, то путь ей из родного, богом забытого провинциального городка прямо на столичную панель. У нее просто нет другого выбора. То, что героини с видимым удовольствием периодически предаются "красивой жизни", — не в счет. Они все равно останутся униженными и оскорбленными. Те, кто хитрее и циничнее, переступят через все и пойдут по этой дорожке дальше; более хрупким и тонко чувствующим предназначена только одна дорога — в небо с моста.
Абсолютная, не оставляющая никаких шансов заштампованность картины изначально лишает историю пронзительности и обреченности, столь необходимой для подобных сюжетов. Не спасает даже местами приличная игра актрис (Дарья Мороз отважилась даже расстаться со своими волосами и расхаживает в кадре совершенно лысой), которые получили своеобразную стажировку на реальной московской "точке". Один раз девушек даже отобрали клиенты, но по правилам "точки" они имели право отказаться, и поэтому, к счастью, до естественного продолжения дело не дошло. "Волнующая физиология" нашла свое воплощение только на экране.
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости