"МНЕ НЕ БОЛЬНО": САМАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ МУЗЫКА НА СВЕТЕ

Премьера фильма "Мне не больно" (Россия, 2006, режиссер - Алексей Балабанов, в ролях - Рената Литвинова, Александр Яценко, Никита Михалков, Дмитрий Дюжев, Инга Стрелкова-Оболдина, Сергей Маковецкий) прошла в кинотеатре "Октябрь" 15 июня.
Дело было в Питере. Троица молодых архитекторов (Яценко, Дюжев и Стрелкова-Оболдина) в поисках денег выходит на загадочную женщину Натэллу (Литвинова), ведущую роскошную жизнь в не менее роскошных апартаментах в центре Северной столицы. Между юным Мишей (Яценко) и Натэллой, несмотря на разницу в возрасте, возникает жаркий роман. Вскоре Миша узнает, что у его рыжей кудрявой возлюбленной есть некто (Михалков), который ее содержит, но не вступает с ней в интимную связь. Но самую главную и печальную тайну предстоит узнать молодому любовнику гораздо позднее.
Сказать, что этот фильм ждали, - не сказать ничего. Узнав, что "священная корова" российского кино Алексей Балабанов изменил кровавому насилию с прекрасной незнакомкой по имени "Любовь", весь мир затаил дыхание. Критические отзывы также не могли ограничиться простым описанием картины. Так, Балабанов с легкой руки отечественной критики заслужил звание русского Сэма Пекинпа с утешительной констатацией того, что-де и сам американский мэтр порой снимал посредственные мелодрамы. Парадокс заключается в том, что Балабанов все-таки не Пекинпа, да и Пекинпа не потратил ни единой минуты на создание сентиментальных историй. Подобный подход при всей своей нелепости, безусловно, творит миф. Чего не скажешь о самом фильме.
Уже давно канули в лету те времена, когда странная женщина Рената Литвинова ставила этой планете ноль и значилась фигурой скорее андеграундной, нежели обласканной призами первой киноледи отечественного кинематографа. Теперь Литвинова - это мейнстрим, возведенный в высшую степень, тот самый случай, когда "безумие" подразумевает скорее прямое значение этого слова, а вовсе не творческую экстравагантность, превращенную усилиями масс-медиа в культ. В бесконечных разговорах о возрождении российского кино она закономерно заняла свою нишу "гламурного гения" (есть и такие определения!); ее роль в картине "Мне не больно" оттуда же. Новая картина Балабанова вообще вобрала в себя целую формацию современной кинематографической элиты: томная и модная Рената, Александр Яценко, которого пресса уже открыто называет новым Алексеем Чадовым, вездесущий и непотопляемый Сергей Маковецкий, востребованные, как мало кто, Дмитрий Дюжев и Инга Стрелкова-Оболдина, и в довершение - в прошлом идеологический противник режиссера, а ныне — его соратник Никита Михалков. Самое интересное, что на этом фоне Алексей Балабанов выглядит персонажем куда как более трогательным и человечным, потому как невооруженным глазом видно, что он действительно хотел снять честное кино про любовь. Однако сделать хорошую мелодраму сегодня, пожалуй, самая сложная из задач. В данном случае авторский взгляд на самое светлое чувство не нашел выражения ни в чем ином, кроме как в модернизации классического сюжета "Дамы с камелиями" (давно досуха обсосанного западными коллегами, но еще не давшего ощутимых всходов на российской почве). Именно поэтому на картину будут ходить толпами. Более того, вероятнее всего, что утомленный солнцем конвейерных блокбастеров зритель действительно найдет "что-то свое" в этой нехитрой истории. С другой стороны, после массированного удара по сознанию бесконечными телевизионными сюжетами о съемках фильма, в которых (а как иначе?) упор делался на эротических сценах между смущенным Яценко и "вялотекущей субстанцией" (представьте себе, есть и такие определения!) по имени Рената, желание увидеть долгожданное целлулоидное волшебство может обернуться неприятной изнанкой. Как и потерей всякой надежды увидеть в ближайшее время нормальное российское кино.
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости