"СКОЛЬКО ТЫ СТОИШЬ?": ТОРЖЕСТВО ФОРМ НАД СОДЕРЖАНИЕМ
Офисный работник, невзрачный, молчаливый обыватель-невротик Франсуа врет дорогой итальянке-проститутке Даниэле (Беллуччи), что крупно выиграл в лотерею, и предлагает ей сто тысяч евро в месяц за то, чтобы она жила с ним в его квартире в качестве любящей жены. Даниэла охотно соглашается и, преодолев смущение и закомплексованность Франсуа, быстренько устраивает ему рай на земле. Семейное счастье ненадолго омрачается смертью от удара старого друга нашего героя, вызванного обнажением прелестей итальянской красотки. Однако героя ждет более сильное потрясение. В одно прекрасное утро современная Кармен исчезает, чтобы вернуться в вечную ночь своей профессии. Франсуа делает все невозможное, чтобы вернуть любимую.
Живой классик французского кино Бертран Блие, в прошлом - апологет "визуальной цивилизации", признанный когда-то одним из главных антибуржуазных художников Европы, человек, открывший миру имена Жерара Депардье, Патрика Дэваэра и Миу-Миу, предоставил свой прошлогодний фильм в конкурсную программу нынешнего Московского кинофестиваля. Появление фигуры такого масштаба в конкурсе, вероятно, должно было стать событием, даже, несмотря на то, что со времен "Вальсирующих" утекло немало временной воды. Но этого не произошло. Новая работа режиссера, как и другие его последние картины, не несет в себе никаких неожиданностей. Игра на контрастах (камерные сцены обладают патетическим музыкальным фоном: в ключевых местах периодически звучат фрагменты из классических опер Верди, Беллини и др.) придает картине болезненную иронию, вызывающую поистине неприятные ощущения. Старческие фантазии на извечные темы судорожно спонтанны. В итоге просмотра раздражающим фантомом где-то на периферии сознания остаются назойливые видения несколько перезрелых форм Моники Беллуччи и чувство острого недоумения, зачем все-таки снимается подобное кино. Немногочисленные действительно смешные и трогательные эпизоды улетучиваются из памяти сразу же после выхода из кинотеатра. Лента не тянет ни на полноценный фарс, ни, тем более, на оригинальную "love story". Когда-то Блие умел находить нужные изобразительные средства для выражения любой, пусть даже не ахти какой идеи. Ныне же визуальный ряд фильма мало чем отличается от рядовой фестивальной картины уровня ММКФ.
Если в последнем вменяемой картине Блие "Мужчина моего типа" при всем вышеназванном имела место быть тонкая пронзительность (и то свойственная скорее актрисе Анук Гринберг, нежели самому Блие), то в фильме "Сколько ты стоишь?" ее не отыскать даже с лупой. Нельзя сказать, что эта лента совсем не имеет права на существование, однако от режиссера с мировым именем следует ожидать несколько большего. Безусловно, помимо всего, фильм имеет и другое значение, так как ярко и выпукло иллюстрирует глубочайший кризис современного европейского кинематографа, окончательно потерявшегося в дебрях мелкотемья. Больно уж странно в наши дни, пусть и шутя, искать ответ на вопрос, дороже ли золота любовь - или наоборот.
Анастасия Белокурова, InterMedia