БЕРТРАН БЛИЕ ПОПРОБОВАЛ ВИНО ЖЕРАРА ДЕПАРДЬЕ И ОСТАЛСЯ ЖИВ

Пресс-конференция, посвященная конкурсному фильму "Сколько ты стоишь?" (Combien tu m'aimes?, Фрация, 2005, режиссер — Бертран Блие, в ролях — Жерар Депардье, Моника Белуччи, Бернар Кампан, Фарида Рухуадж), состоялась в кинотеатре "Октябрь" 24 июня. Главный участник пресс-конференции, французский режиссер Бертран Блие, был довольно сдержан и обтекаем в словах, как и полагается мэтру. К тому же немногословность придавала дополнительную ценность его речам, которые жадно ловили журналисты и организаторы, в обращении к мсье Блие старавшиеся как можно чаще употреблять лестный оборот "живой классик".
"Разбор полетов" начался с краеугольного вопроса искусствоведения: "Что хотел сказать автор этим названием?" Усмехнувшись и сделав многозначительную паузу, автор отрезал: "Ничего". Вызванное этой репликой недоумение Блие пришлось смягчить пояснением: мол, в современной киноиндустрии название обычно ничего не говорит и выбирается коллегиально, вместе с продюсером, и если бы сам режиссер выбирал заглавие, он предпочел бы что-нибудь "более сложное". Тут журналисты, почувствовав, что неистовый француз не кусается даже в ответ на самые бестактные вопросы, и дали волю своей фантазии. Выяснилось, что большинство представителей прессы до сих пор находятся под впечатлением от прогремевшей в 1974 году ленты "Вальсирующие" и потому относят Бертрана Блие к неисправимым, беспринципным провокаторам. Однако на риторический, в принципе, вопрос, должно ли искусство непременно быть провокационным, Блие ответил в удивительно спокойном и даже философском ключе. "Кино, книги, картины... любое искусство делается, чтобы удивить людей, шокировать их со знаком "плюс". То, что происходило накануне, для настоящего художника не представляет интереса", — объявил режиссер. Тут Блие понял, что аудитория может неверно истолковать его слова, и спешно поправился: "...его [художника] искусство врастает корнями в его прошлое, в его страну. Главное же — это идея, противостоящая удобным, насиженным понятиям". За примером Блие решил далеко не ходить — он напомнил, что "Вальсирующие" в свое время были "пинком под зад правительству Помпиду". И сейчас, уверен опытный режиссер, вновь наступил момент, когда нужно "снимать кино для плохих парней". Однако в отношении своей новой картины Блие не так категоричен. "Моя последняя лента — это простая любовная история. Это не фильм, а ласковое движение... Действие здесь не война, а отдых героя между двумя битвами", — так он определил место "Сколько ты стоишь?" в системе искусств.
В ходе пресс-конференции скромно сидевшей рядом с живым классиком актрисе второго плана Фариде Рухуадж неожиданным образом представилась возможность пообщаться с прессой. На оригинальный вопрос: "Каково это — играть у Блие?" - актриса улыбнулась, хитро переглянулась с режиссером и продекламировала: "Это было волшебно. На съемках у Блие все происходит очень просто и радостно". Если не считать этого, довольно протокольного, акта коммуникации, то в остальном журналистов куда больше интересовали участвовавшие в фильме звезды первой величины: Жерар Депардье и Моника Беллуччи, увы, не нашедшие в себе сил и желания навестить Россию в этот раз. И если в отношении госпожи Беллуччи мастер отделался довольно лаконичным комплиментом, объявив, что она для него — квинтэссенция женственности, то своего старого друга и коллегу Депардье не оставил без добрых слов. Когда ему задали вопрос, как изменился прославленный актер за тридцать лет, которые насчитывает история их совместного творчества, Бертран Блие заметно приободрился и поведал прессе: "По крайней мере, к худшему Депардье не изменился, потому что с самого начала хуже быть не могло". Следом за этой удачной шуткой тут же последовал второй экспромт. "Его можно сравнить с французским вином — которое, Жерар, кстати, и сам производит. Правда, не советую вам его пробовать — нужно быть очень отчаянным, чтобы отведать этот напиток", — так охарактеризовал режиссер своего лучшего актера.
Под занавес пресс-конференции ведущий Алексей Медведев, будто бы извинясь перед режиссером за то, что картину последнего взяли в конкурс, то есть в принципе взялись оценивать, объявил, что Бертрану Блие, вообще-то, уже давно не с кем соревноваться, и спросил, что об этом думает сам мэтр. Тот заметил, что он и не думал ни с кем соперничать и вообще обычно снимает совсем не для того, а его фильмах обычно больше подражания, чем вызова. Так, в последнем его фильме множество планов просто скопированы с Вонга Кар-Вая, "по большому секрету" признался московской публике режиссер.
Игорь Веселов, InterMedia

Последние новости